Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

ДТП   tingu   25.04.2024 г.

При определении виновности в ДТП судебная практика учитывает причинно-следственную связь. Сделать это просто, всего лишь ответив на вопрос: чьё нарушение ПДД привело к столкновению, и отсутствие какого нарушения помогло бы её избежать? Так получается в том числе и обоюдная вина с разной степенью виновности. Но может ли причиной происшествия стать не включённый поворотник автомобиля? Это и выясним в статье.

Открыть содержание
  • 1. Когда нужно включать поворотники по ПДД 2022 года?
  • 2. В каких случаях тот, кто не включил указатель, виноват?
    • 2.1. Простая дорожно-транспортная ситуация
    • 2.2. Сложная дорожно-транспортная ситуация
    • 2.3. Аварийная ситуация
  • 3. У меня случилось такое ДТП – кто будет виноват?
  • 4. Какой штраф?

Да, можно. С недавних пор с подачи Верховного суда при бесконтактных происшествиях начали признавать виновными водителей, которые спровоцировали столкновение, но непосредственно в нем не участвовали. Например, водитель резко перестроился без включения поворотника, второй водитель, уходя от удара, сманеврировал и задел третьего. Первый – виновник – уезжает, даже не подозревая, что натворил, хотя именно его действия являются первопричиной аварии, и именно он виновник ДТП по причине невключения указателя поворота.

Когда нужно включать поворотники по ПДД 2022 года?

Естественно, простая забывчивость по выключению указателей поворота не может автоматически стать причиной виновности в ДТП. Потому необходима скрупулезная оценка всех фактов, приводящих к аварии, где одну из ключевых ролей может сыграть поворотник.

Для начала вспомним Главу 8 из ПДД, где перечислены все маневры:

  1. начало движения,
  2. остановка,
  3. перестроение – смена полосы,
  4. обгон – связан с перестроением на встречную полосу,
  5. объезд неподвижного транспортного средства или препятствия, связанный с перестроением,
  6. поворот, когда водитель одну дорогу покидает на другую въезжает,
  7. разворот – смена направления движения на противоположное в пределах одной дороги,
  8. въезды и выезды с кругового движения (правые повороты),
  9. въезды и выезды с прилегающей территории (повороты).

Все их объединяет общий признак: «Маневрирование ТС – это любое (сознательное) изменение режима его движения водителем», – Судебная автотехническая экспертиза. Часть вторая. Ответственный редактор докт.техн.наук В.А.Иларионов. Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз (ВНИИСЭ), 1980 г.

При любом маневре водитель обязан:

  • не создавать опасность для движения, то есть угрозу ДТП;
  • не создавать помех другим участникам движения, то есть из-за маневра водителя никакие другие автомобили или пешеходы не должны изменить направление движения или скорость.

Вас также заинтересует:
  • Нужно ли останавливаться, если на светофоре мигает зелёный свет? Что грозит?
  • У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
  • Водитель впереди перестроился и затормозил: кто будет виноват в ДТП и как доказать?

В каких случаях тот, кто не включил указатель, виноват?

Для определения виновности нам нужно понимать, как именно воздействует включение поворотников на причину ДТП.

Итак, в целях исполнения указанных выше обязанностей водитель в первую очередь включает поворотники, чтобы предупредить окружающих о своих намерениях, и чтобы его действия не были неожиданностью для других водителей или пешеходов.

Вполне логично, что указатель поворота должен сработать минимум 3-4 раза, лучше 5-6.

«Моргает» указатель поворота с периодичностью одна секунда. Следовательно, от момента, когда водитель с помощью сигналов сообщил другим участникам движения о своих намерениях и до начала выполнения маневра имеет место пауза в несколько секунд.

Среднее время реакции водители при спокойном движении по городу 0,8-1,0 секунды. Если водитель заблаговременно увидел включенный у другого автомобиля указатель поворота, то он однозначно будет готов к его маневру.

Теперь обратимся к экспертам, которые выделяют 3 стадии на пути к аварии.

Простая дорожно-транспортная ситуация

Она не требует от водителя повышенного внимания, и быстрых действий. Именно в такой ситуации водителю ПДД разрешается начинать движение. Правда, формулировка в Правилах иная – и в них указано, что водитель обязан уступить дорогу всем, чью траекторию он пересечет, начиная перемещение в пространстве.

Сложная дорожно-транспортная ситуация

Ее отличие – большой поток информации, которую сознание водителя должно успеть обработать. Человек на основании информации должен быстро принять решение и претворить его в жизнь. Причем, допускается действовать двумя основными способами: тормозить или маневрировать.

Апофеоз сложной ситуации – опасность для движения. В ПДД прямо указано, что при возникновении опасности для движения (угрозе ДТП) водителю запрещено думать. Ему запрещено вертеть головой, смотреть в зеркала, принимать решения. На данные действия в совокупности уйдет уйма времени, а его нет. При возникновении опасности для движения водитель обязан тормозить, и это не обсуждается. Маневр исключен.

Аварийная ситуация

Она имеет место, когда от ДТП никакое торможение не спасет. И здесь внимание! В аварийной ситуации, в отличие от опасности для движения, маневрирование не запрещено.

Если водитель прохлопал «сложную дорожно-транспортную ситуацию» с заключительной стадией «опасность для движения», его виновность в создании аварийной ситуации сомнений не вызывает. И если он, ликвидируя аварийную обстановку, попадет в ДТП, то он и будет в ней виноват.

На практике 2022 года в 97% случаев водитель выходит сухим из воды из созданной им аварийной ситуации.

Его огрехи подчищают другие водители. В том числе за счет маневрирования.

В первый раз водитель, создавший аварийную обстановку, чувствует себя неуютно – он сделал гадость окружающим. А через год такого поведения на дороге он становится хамом, и ему плевать на то, что о нем думают другие. Хочет – метнется от правой обочины в левый ряд, выигрывая у потока доли секунды, хочет – остановится посреди дороги, болтая по телефону.

Но дурные привычки на дороге рано или поздно приводят к ДТП.

И яркий пример – маневрирование без включения указателей поворота.

  • Во-первых, если указатель поворота не включен, то отсутствует пауза в действиях водителя, которая позволяет окружающим подготовится к его маневру.
  • Во-вторых, у водителя, перед которым резко перестроились, нет времени на то, чтобы успеть среагировать, и в первую очередь, нет времени оттормозиться. Следовательно...
  • В-третьих, сразу имеет место аварийная ситуация. И создал ее тот, кто резко перестроился. По мнению Верховного суда в ДТП виновен тот, кто изначально создал аварийную обстановку. И не важно, сам он участвовал непосредственно в ДТП или нет. Вот один пример, а вот второй.

Другие водители во внезапно сложившейся обстановке пытаются, как было сказано выше, выйти из аварийной ситуации. И в 97% им это удается. Но, увы, в 3% случаев ДТП все равно случается.

Ещё кое-что полезное для Вас:
  • Попали в ДТП на служебном автомобиле в рабочее или нерабочее время – возмещение ущерба и что грозит?
  • ДТП с превышением скорости и помеха – кто виноват и как доказать?
  • Сбил лося — все тонкости ДТП и какой штраф?

У меня случилось такое ДТП – кто будет виноват?

Главный вопрос: а кто именно принимает решение, что аварийная обстановка сложилась внезапно?

Эксперты.

Отслеживая видеозаписи, исследуя схемы ДТП, оценивая показания участников ДТП, они дают заключение: резкий маневр привел сразу к аварийной ситуации, минуя стадию опасности для движения, или нет. Если сразу, то торможение других водителей от ДТП не спасло. Следовательно, в их действиях по предотвращению одного столкновения, которые привели к возникновению другого ДТП, нет вины.

Но может быть и обратная ситуация. Эксперты могут сказать, что водитель, перед которым резко перестроились, мог избежать ДТП путем торможения, но не сделал этого. Тогда виноват он.

И одним из ключевых моментов, которые оценивают эксперты, как раз и является включение или невключение указателей поворота перед маневром.

По невключенному поворотнику экспертам сразу понятно, что виновник аварии просто исключил возможность других водителей вовремя успеть среагировать на его неожиданные действия.

Поведение водителя на дороге должно быть прогнозируемым, предсказуемым. Внезапные кульбиты даже одного водителя разрушают поток, создают нервозность.

Какой штраф?

Штраф за невключенный указатель – 500 рублей по части 1 статьи 12.14 КоАП. Но небольшой штраф, как следует из статьи, вводить в заблуждение не должен. Расплата может быть быстрой и впечатляющей.