Есть ли штраф за отсутствие маркировки покрышек у водителя с 1 ноября 2020 года?

Новые автозаконы   tingu   20.04.2024 г.

В начале 2020 года был разработан проект Постановления Правительства об обязательности маркировки резины на территории РФ. Но значит ли это, что ответственность за её отсутствие повесили на водителей? Это и другие тонкости нового закона мы узнаем в новой статье.

Открыть содержание
  • 1. Что за новый закон с 1 ноября?
  • 2. Есть ли обязанность у владельцев автомобилей?
  • 3. Есть ли штраф за резину без маркировки?
  • 4. Будет ли польза для владельцев авто?

Ещё 2 года назад Правительством России было разработано специальное распоряжение, согласно которому, резина для грузовых и легковых автомобилей должна маркироваться. Но такое было и до этого – разного рода размерность, индекс нагрузки и максимальной скорости и другие характеристики покрышек наносились прямо на её резиновой поверхности. Но в новом законе всё совсем по-другому. С 1 ноября 2020 года шины обязательны для маркировки особым образом, а за нарушение ответственных ждёт наказание. Но кто эти самые ответственные, относится ли к ним владелец автомобиля или водитель, есть ли обязанность устанавливать только маркированные шины и, главное, какой штраф, если этого не сделать? На все эти вопросы постараемся ответить в данной статье, но по порядку!

Что за новый закон с 1 ноября?

Это совсем не закон. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ №1958, которое было разработано ещё в январе 2020 года, а с 1 ноября вступило в свою законную силу. Оно разработано во исполнение указанного выше распоряжения Правительства.

По новым правилам резина должна маркироваться одним из 2 способов (пункт 27 Постановления):

  • либо двухмерным штрих-кодом,
  • либо QR-кодом.

А наноситься такая маркировка должна тоже один из 2 методов:

  • либо на саму покрышку,
  • либо на клеящуюся на неё этикетку.

Вот так это выглядит:

Но касается это не всех покрышек – то есть обязательность маркировки должна быть не повсеместно на всей резине, которая находится в продаже, а, тем более, в эксплуатации на машинах в Российской Федерации.

Так, эта обязанность вводится поэтапно:

  • с 1 ноября 2020 года производители резины обязаны наносить маркировку на свою продукцию – за такое нарушение предусмотрен штраф,
  • с 15 декабря этого же года уже продавцы должны принимать для реализации только маркированные шины, но если у них на складе осталась резина старого образца, то это не считается нарушением,
  • а с 1 марта 2021 года продажа покрышек без штрих- или QR-кода запрещена; таким образом, в период с 15 декабря по 1 марта продавцы обязаны будут нанести коды на непроданную продукцию.

Есть ли обязанность у владельцев автомобилей?

Нет. Это касается только бизнеса по производству и продаже шин. Никаких изменений в действующих на 2022 года ПДД не вносится и ранее здесь не было ни одной из двух видов обязанностей:

  • ни собственнику автомобиля, ни водителю не предъявляется требования наносить маркировку на резину на этом автомобиле, если у вас её не было,
  • равно как отслеживать при покупке новых или б/у покрышек, чтобы на них обязательно имелись коды, не нужно.

Действующие требования к колёсам и шинам, в частности, закреплены в разделе 5 Перечня неисправностей (Приложение к ПДД). Здесь есть ограничения по остаточной глубине протектора, повреждениям на колёсах и установке разной резины на машину. Но обязанности проверять и, тем более, наносить такую маркировку, у водителей и владельцев нет.

Есть ли штраф за резину без маркировки?

Нет. Собственно, откуда ему взяться, если нет обязанности у водителя?! В действующем КоАП РФ есть только одна статья, которая так или иначе могла бы касаться автолюбителей по этому вопросу – 12.5, отвечающая за условия, при которых запрещено ездить на авто. Именно она, к слову, и ссылается на Перечень неисправностей.

Вот только нет такого требования к автовладельцам: следить за наличием маркировки на резине, которую мы с вами покупаем. А, значит, и штрафа за отсутствие маркировки тоже нет.

Не исключено, что в будущем такая норма ответственности может распространиться и на водителей транспортных средств. Однако, это маловероятно, так как новый закон введён в целях контроля оборота по реализации покрышек, а не в целях прямого повышения безопасности дорожного движения.

Будет ли польза для владельцев авто?

Да. Но она больше формальная. На самом деле, есть 2 плюса введения новых правил оборота шин непосредственно для автовладельцев:

  • при наличии маркировки меньше вероятности нарваться на подделку,
  • за маркировкой (за кодом) будет прятаться вся техническая информация о шине в виде её характеристик и продавца, это сделано для проверки соответствия сведений о ней в базе данных действительным на изделии; но здесь есть тонкость – вы самостоятельно проверить по базе эту информацию не сможете; к тому же, вся эта информация будет для вас в доступном виде выбита на самой покрышке.

В частности, речь идёт о такой информации:

  • ИНН продавца шины,
  • её марка и модель (например, Continental Conti Sport Contact),
  • диаметр/ширина/высота профиля покрышки,
  • индексы нагрузки и скорости,
  • сезонность
  • и другие сведения, которые почти всегда есть на боковине самой резины (полный перечень приведён в пункте 24 указанного ППРФ).