ГОСТ Р59857-2021 – Термины по экспертизе, официальный текст

Новые автозаконы   tingu   28.03.2024 г.

В 2022 году вступает в законную силу очередной ГОСТ, устанавливающий единообразие понимания определений касательно случившегося ДТП или споров по ОСАГО. В данной статье приводим комментарии, разъяснения, а также текст нового Госстандарта.

Открыть содержание
  • 1. Что за новый ГОСТ Р 59857-2021 и зачем он?
  • 2. Когда вступает в силу?
  • 3. Разъяснения важных терминов
    • 3.1. Тотальная гибель
    • 3.2. Определение ДТП
    • 3.3. Безопасная дистанция
    • 3.4. Дорога

С апреля 2022 года вводится новый ГОСТ Р 59857-2021, практически приводящий в единобразие термины, которые употребляются в законодательстве об ОСАГО при страховых случаях, а также в иных ситуациях при ДТП. Хотя, фактически все эти определения фактически скомпилированы из множества актов судебной практики – по меньшей мере, если это и не так, то они почти полностью соответствуют решениям судов. В данной статье рассмотрим основные, наиболее важные термины и сравним их с другими трактовками из ПДД и законов.

Что за новый ГОСТ Р 59857-2021 и зачем он?

Данный Госстандарт был разработан ФГУП «НАМИ» в прошедшем году и приобретает законную силу с 1 апреля 2022 года. Фактически указанный ГОСТ – это сборник терминов для использования в спорах по ОСАГО и при ДТП.

Например, если ранее под тотальной гибелью автомобиля могли быть споры – различался экономический и фактический тотал, то с введением нового документа есть чёткое определение, которое даёт понять, что это исключительно экономический термин.

А ещё дано определение дистанции, в котором, в отличие от ПДД, уточнено, что она должна быть достаточной, чтобы избежать столкновения в случае торможения впереди едущего автомобиля. Так, в Правилах не уточнено, безопасна ли была бы дистанция, если бы машина впереди врезалась в неподвижный предмет (другое авто, дерево, ограждение и так далее), когда путь до полной остановки впереди двигающегося автомобиля значительно ниже, чем тормозной путь.

ГОСТ поделён на разделы и включается в себя:

  • общие термины,
  • термины, относящиеся к повреждениям автомобиля,
  • относящиеся к ДТП.

Всего 3 раздела.

Вас также заинтересует:
  • Как оформить ДТП по новым правилам: с европротоколом, без ГИБДД или с сотрудниками?
  • Подорожает ли страховка ОСАГО в 2022 году, на сколько и с какого числа?
  • Изменение ПДД в марте 2021 года: новый дорожный знак 6.22 Фотовидеофиксация

Когда вступает в силу?

Как мы уже указали выше, это произойдёт с 1 апреля 2022 года. Новый ГОСТ Р59857-2021 был разработан в ноябре 2021 года, утверждён и опубликован.

Ознакомиться с официальным текстом ГОСТа вы можете на сайте Федерального агентства по техническому регулированию.

Разъяснения важных терминов

Теперь давайте рассмотрим несколько важных для нас определений.

Тотальная гибель

Официальная трактовка из ГОСТа:

Полная гибель ТС: Последствия повреждения, при котором ремонт повреждённого ТС невозможен, либо стоимость его ремонта равна стоимости ТС на дату наступления повреждения (в случае, регулируемом законодательством об ОСАГО) или превышает указанную стоимость.

Единого определения тотала до этого нигде в законодательстве 2022 года не было. Однако, фактически в судебной практике всегда считалось, что полная гибель вовсе не означает, что машину восстановить невозможно. Тотал – это когда страховщику невыгодно восстанавливать автомобиль из расчёта его стоимости.

Обратите внимание, что тут же в примечании обращается внимание, что данное определение не распространяется на договоры Каско.

Определение ДТП

Официальная трактовка из ГОСТа Р59857-2021:

ДТП: Событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения ТС и повлёкшее за собой травму или смерть людей, повреждение ТС и грузов, искусственных сооружений или нанесшее другой материальный ущерб.

Определение из ПДД:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Трактовка из Госстандарта использует критерий «нормальности» движения автомобиля – речь, по всей видимости, идёт о соблюдении его водителем ПДД.

Безопасная дистанция

Трактовка из ГОСТа:

Безопасная дистанция: Расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении ТС, позволяющее водителю заднего ТС предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации.

Определение из ПДД:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Обратите внимание, что в ГОСТе 59857-2021 уточнено, что требования к дистанции актуальны только для торможения впереди идущего автомобиля.

При этом, основные тонкости две:

  • дистанция становится безопасной только прецедентно: если удалось избежать столкновения, то она безопасна; то есть она не имеет точных значений ни в каком законодательном акте,
  • именно ГОСТ Р 59857-2021 уточняет, что если автомобиль впереди врезался в стоящее или неподвижное препятствие, то «виноватить» заднего водителя за это однозначно нельзя.

Примерно это же прямо указано в примечании к данному определению:

При этом, предполагается применение водителем таких приемов управления, которые в конкретной дорожной обстановке не должны привести к возникновению опасности для движения (например, к потере управления в результате заноса, к выезду в опасном направлении). Безопасная дистанция не исключает возможности столкновения при внезапной остановке впереди идущего ТС, например наезда на препятствие.

Ещё кое-что полезное для Вас:
  • Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?
  • Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?
  • Какие правила для дорожной искусственной неровности? Размеры, установка и штрафы

Дорога

И здесь отличие от определения в ПДД более существенное:

Дорога: Инженерное сооружение, предназначенное для движения наземного и подземного видов транспорта (например, автомобильная дорога, улица, переулок) по всей ширине.

В Правилах нет ни слова о том, что это должно быть инженерное сооружение. Напротив, в ПДД говорится о дороге, как в том числе и о приспособленной для движения полосы земли.

Таким образом, имеем, что по ПДД просёлочная грунтовая – любая просто утоптанная автомобилями колея – является дорогой. По новому ГОСТу же это не так – здесь должно быть сооружение.