Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?
Новые автозаконы tingu 15.10.2024 г.
Новый Приказ МВД пришёл на смену старому 185-му. В него внесено множество изменений, большинство из которых, как считают многие водители, направлено против них. Мы уже опровергли ряд новшеств касательно их направленности на расширение прав инспекторов ДПС. Настало время вопроса о законности сотрудникам ГИБДД при дежурстве прятаться в кустах или других местах для выявления нарушений.
- 1. Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?
- 1.1. Как определить аварийно-опасный участок дороги?
- 1.2. Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов
- 2. Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?
В интернете на фоне вступления в силу нового Приказа №664 вместе со своим Административным регламентом всё чаще пишут якобы об официальном разрешении прятать патрульную машину ДПС в кустах, за зданиями или в других местах при ловле нарушителей. Якобы в изменённом регламенте внесён пункт об этом. Так ли это и могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664 в 2022 году, давайте разбираться!
Для начала отметим, что на полицию, коей является и служба ГИБДД, возложены обязанности по пресечению и предупреждению нарушений, а также их выявлению. При этом, первые две задачи явно имеют приоритет перед третьей, согласно самой формулировки «безопасности дорожного движения», функцией которой наделена полиция. Какую бы иллюзию инспекторы ни питали в отношении выявления нарушений, правозащитные функции в любом праве всегда первичны перед законоисполнительными!
Вас также заинтересует:
- Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах
- Куда и как пожаловаться на нарушение инспектора ДПС?
- Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?
Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:
- Федеральный закон «О полиции»,
- Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.
Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.
Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.
Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:
63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.
Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!
В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.
Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):
- ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
- применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.
Причём, практически всегда в 2022 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.
Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет. Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.
Но самое главное заключается в том, что никаких смысловых изменений в Приказе №664 и не произошло. В регламенте Приказа №185 содержалась практически такая же формулировка, лишь слегка видоизменённая. Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем «утка».
Как определить аварийно-опасный участок дороги?
Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:
Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.
Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в своей статье 2:
аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.
Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.
Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.
Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов
Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.
Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?
- Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
- Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?
Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?
Но главный для обычного водителя вопрос заключается, конечно же, в законности выявленного нарушения, если патрульный автомобиль был спрятан в кустах или за другими объектами незаконно.
Увы, но при обжаловании такого штрафа против Вас будут играть два главных факта:
- во-первых, из-за достаточно скользкой и двоякой трактовки регламента далеко не факт, что должностным лицом или судьёй, рассматривающим жалобу, будет выявлено процессуальное нарушение,
- во-вторых, такое процессуальное нарушение даже в случае наличия его состава, скорее всего, малозначительно и никак не отвергает штрафа; возможен вариант, когда штраф (лишение прав или другую меру наказания) оставят в силе, но и к инспектору за нарушения регламента будут применены дисциплинарные санкции.