Новый закон об уголовной ответственности за превышение скорости и обгон – что правда?

Новые автозаконы   tingu   25.04.2024 г.

В Госдуме в скором времени будет принят новый закон, вводящий в УК РФ новую статью, предусматривающую ответственность за два повторных нарушения ПДД, самых распространённых на дорогах России. В статье рассказываем, как это будет работать и кто подлежит ответственности.

Открыть содержание
  • 1. Что за новый закон об уголовной ответственности?
  • 2. За какие нарушения ПДД грозит УК РФ?
    • 2.1. За повторное превышение скорости
    • 2.2. За повторное нарушение обгона (выезд на «встречку»)
    • 2.3. Что такое повторное нарушение?
  • 3. Какая уголовная ответственность предусмотрена за это?
    • 3.1. Если попались повторно после лишения по КоАП РФ
    • 3.2. Если попались в 4-й раз, имея судимость
    • 3.3. Что это за наказания?
  • 4. Исключение – если попались на камеру автофиксации
  • 5. Когда вступит в законную силу?
  • 6. Зачем этот новый закон?
  • 7. Мнение Верховного суда о введении УК за скорость и выезд на «встречку»
Нет времени читать статью?
  1. В законодательстве России за превышение скорости и выезд в нарушение ПДД на встречку различаются наказания, если они были совершены в первый раз или же повторно. То есть водителя могут привлечь по двум нормам в зависимости от того, первый или второй раз он попался.
  2. По части превышения это часть 7 статьи 12.9 КоАП, которая грозит вплоть до лишения прав на 1 год за повторное превышение более чем на 60 км/ч. В то же время части 4 и 5 предусматривают штрафы или менее длительный срок лишения, если вы попались в первый раз.
  3. Что касается выезда на встречную полосу, то часть 4 статьи 12.15 Административного кодекса грозит штрафом 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев за это в первый раз. А часть 5 – до лишения на 1 год за повторное.
  4. Новым законом вводится уголовная ответственность, если водитель попался с одним из указанных выше нарушений в третий раз. Более того, в четвёртый раз наказание будет ещё более строгое.
  5. Таким образом, если вы являетесь подвергнутым наказанию за повторное превышение скоростного режима или запрещённый обгон, и снова попались на этом, то в этом случае вам будет грозить УК РФ.
  6. Речь идёт о новой статье 264.2 Уголовного кодекса РФ. Наказания варьируются от штрафа 200 000 рублей и до лишения свободы до 3 лет. И всё это вместе с лишением водительских прав до 6 лет.
  7. Исключение – вас не привлекут к уголовным наказанием за скорость и выезд на встречку, если это нарушение было зафиксировано на камеру.
  8. Между тем, Верховный суд раскритиковал данный законопроект, сославшись на возможность противоречия Конституции его применения.
  9. Новый закон вступил в силу 10 января 2022 года.

В России рассмотрен в третьем чтении, а, значит, скоро – 10 января 2022 года – будет введён в действие новый закон об уголовном наказании за повторное превышение скоростного режима, и также за выезд на встречную полосу движения в нарушение ПДД. Это два наиболее распространённых правонарушения по статистике в РФ. Вот только в сети в 2022 году достаточно много фейков и вымыслов о том, как будет работать новый закон. В статье выясним, какие наказания будут грозить водителям по уголовной статье за скорость и обгон, а кто сможет избежать ответственности. Рассмотрим последние новости о вступлении в силу нового закона и разберём, за что конкретно будет применяться УК РФ.

Что за новый закон об уголовной ответственности?

Речь идёт уже о вступившем в силу законе – то есть официально он начинает действовать с 10 января 2022 года. Он внесён в Государственную думу под номером 41607-8 17 декабря и в данный момент принят. Также он опубликован на официальном портале правовой информации и, следовательно, вступает в силу по истечении 10 дней (опубликование было 30.12.2021 года).

Данным проектом в Уголовный кодекс вносится новая статья 264.2, состоящая из двух частей. И к ответственности будут привлекаться водители:

  • за повторное превышение скорости на величину более 60 км/ч,
  • за выезд на встречную полосу движения в нарушение ПДД (в том числе запрещённый обгон) – также повторный.

Однако, всё это будет работать не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Давайте рассмотрим подробнее эти тонкости!

За какие нарушения ПДД грозит УК РФ?

Итак, как мы выяснили, этих нарушений два. Однако, в КоАП РФ уже есть наказания за повторные нарушения скоростного режима и обгона. Что же это значит? Водителей будут привлекать сразу и к административному наказанию, и уголовному? Вовсе нет.

Вас также заинтересует:
  • Новые штрафы за превышение скорости с 1 января 2021 года – это правда или нет?
  • Изменения ПДД и новые штрафы с 1 февраля 2022 года – что правда, а что нет?
  • Изменения штрафов и новые ПДД с 1 и 20 ноября 2021 года – где правда?

За повторное превышение скорости

В настоящее время мы фактически имеем 2 нормы законодательных актов, по которым могут привлечь автолюбителей-лихачей.

  1. Если вы нарушили в первый раз скоростной режим и превысили скорость на величины: от 60 до 80 км/ч или более чем на 80 км/ч, то соответственно будете привлечены по части 4 или 5 статьи 12.9 КоАП РФ. Тогда вам грозят либо штрафы в размере от 2 до 5 тысяч рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  2. В случае же, если вы повторно попадётесь с одним из этих нарушений грубо в течение года после полной оплаты первого штрафа или истечения срока лишения прав, то будете привлечены уже по части 7 статьи 12.9. А она грозит уже лишением на 1 год. И только в случае фото- или видеофиксации превышения в автоматическом режиме придёт «письмо счастья» со штрафом 5 000 рублей.

Так вот, новый закон вводит уголовную статью, если вы превысите скоростной режим более чем на 60 км/ч от разрешённого, в третий раз. Всё вроде бы логично – если вас не вразумили первые штрафы или лишение прав, тогда, возможно, исправит уже лишение свободы или штраф по УК РФ куда большего размера.

За повторное нарушение обгона (выезд на «встречку»)

Аналогичная ситуация касается и нарушения ПДД по части запрещённого выезда на встречную полосу. В 2022 году в КоАП также есть 2 меры наказаний за это.

  1. На первый раз вам грозит либо штраф 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 4-6 месяцев по части 4 статьи 12.15 Кодекса.
  2. В случае же повторного такого нарушения вас ждёт уже лишение на 1 год либо штраф 5 000 рублей, если вы были пойманы на камеру автофиксации.

И новый закон здесь аналогично вводит криминальную статью, если вы попадётесь в третий раз с запрещённым обгоном.

Что такое повторное нарушение?

Обратите внимание, что в контексте вышеописанного привлечь вас к ответственности за повторное нарушение можно в течение года. Однако, год этот начинается не с момента первого нарушения, а со дня исполнения по нему наказания.

Таким образом:

  • если вам назначили штраф ГИБДД, то год начинается со следующего дня после его полной оплаты,
  • если вас лишили водительских прав, то с даты окончания срока такого лишения.

Специальная статья о расчёте повторности.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за это?

Как мы уже указали выше, новый закон вводит новую статью 264.2 УК РФ, состоящую из двух частей. Дело в том, что фактически разные – с каждым разом более строгие – наказания вас будут поджидать не 3, а целых 4 раза.

Причём, обратите внимание, что поправки подразумевают уголовную ответственность, только если вы являетесь не только подвергнутым наказанию за повторное нарушение по КоАП, но и лишены за это прав. То есть, если вам назначили по «административке» штраф, то УК РФ вам по смыслу законопроекта грозить не должен.

Если попались повторно после лишения по КоАП РФ

Если вы попались в третий раз – например, в первый раз превысили скорость на 65 км/ч от разрешённой, во второй – на 75 км/ч (и вам было назначено лишение прав по части 7 статьи 12.9 КоАП), тогда в вашем случае образуется состав для привлечения по части 1 новой статьи 264.2 УК.

И санкций в этой статьи несколько:

  • либо штраф в размере от 200 000 до 300 000 рублей,
  • либо штраф в размере вашего дохода за 1-2 года,
  • либо обязательные работы до 480 часов,
  • либо принудительные работы до 2 лет,
  • либо лишение свободы до 2 лет.

Все вышеперечисленные наказания будут назначаться вместе с ещё одним лишением прав – на срок до 3 лет.

А вот что конкретно будет назначено в каждом конкретном случае, решает суд в зависимости от тяжести нарушения, его последствий и наличия совокупности смягчающих и отягчающих факторов. Обратите внимание, что эти меры ответственности перечислены по возрастающей строгости. То есть штраф назначат в лучшем случае, лишение свободы – в худшем.

Если попались в 4-й раз, имея судимость

А вот если вышеуказанные меры наказаний вас не вразумят, то последствия от четвёртого такого нарушения будут ещё более строгими. Таким образом, если вы, будучи судимыми по части 1 статьи 264.2 УК РФ, попадётесь ещё раз с превышением скорости более чем на 60 км/час или выездом с нарушением Правил на «встречку», то будет применена уже часть 2 этой же статьи.

И в ней меры вашего «перевоспитания» ещё более строгие:

  • сумма штрафа возрастает уже до диапазона от 300 до 500 тысяч рублей либо для определения считается зарплата или другой доход за 2-3 года,
  • либо будут грозить исправительные работы до 2 лет,
  • либо ограничение свободы до 3 лет,
  • либо принудительные работы до 3 лет,
  • либо лишение свободы до 3 лет.

И всё это уже с лишением прав сроком не до 3 лет, а до 6.

Что это за наказания?

Перечисляя данные меры, следует упомянуть о том, что они, собственно, собой представляют (кроме штрафа – здесь всё предельно ясно). Всё очень просто!

  • Обязательные работы заключаются в том, что осужденный должен бесплатно проработать на общественных работах (уборщиком, почтальоном, дворником и так далее) в свободное от своей основной деятельности время (вечернее, к примеру).
  • А вот при исправительных вы уже работаете на своей основной работе. Но теперь уже ваш работодатель должен перечислять часть вашей зарплаты государству – от 5 до 20%.
  • Принудительные работы потому строже, что вам придётся уволиться со своей основной работы, и вместо этого отправиться на, собственно, принудительные – общественную занятость. Но здесь вам будут платить и удерживать тот же процент в пользу государства.
  • Ограничение свободы – это запрет в вашем отношении покидать границы своего дома либо города/населённого пункта.
  • Арест – вас сажают в тюрьму.
  • Лишение свободы – помещение в колонии различных видов режимов.

Исключение – если попались на камеру автофиксации

Обратите внимание на важный факт. Уголовная ответственность не будет применяться в отношении водителей, которые совершили вышеуказанные нарушения в виде значительного превышения скорости или обгона, и их зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме.

В этом случае водителю вообще полагается только штраф (да, лишить прав на камеру также не имеют права), но по статье КоАП как за повторное нарушение. То есть по части 7 статьи 12.9 или части 5 статьи 12.15 соответственно.

Когда вступит в законную силу?

10 января 2022 года – по истечении 10 дней после официального опубликования. Как мы уже указали в начале статьи, в настоящее время новый закон принят и опубликован за 1 день до Нового года.

Ещё кое-что полезное для Вас:
  • В городах снизят ограничение скорости с 60 до 30 км/ч – это правда или нет?
  • Какие новые штрафы за превышение скорости с 2022 года? Новый закон и последние изменения
  • Камеры ГИБДД на Ларгусах — насколько законны и на какие нарушения ловят?

Зачем этот новый закон?

Всё достаточно просто! Нарушителей именно по части слишком быстрой езды или «торопыг» по встречке не обуздывает повышенный штраф или лишение прав. Сами депутат приводят статистику по данным нарушениям:

  • если по частям 4 и 5 статьи 12.9 за 2020 год было привлечено почти 500 тысяч автовладельцев и водителей,
  • а по части 7 данной статьи – чуть более 200 тысяч.

То есть почти половину нарушителей не остановил первый штраф или лишение прав.

А по запрещённому выезду на встречку всё немного проще:

  • в первый раз было привлечено почти 600 000 человек,
  • а повторно – чуть менее 45 000 человек.

Таким образом, законодатели предлагают ещё более ужесточить именно повторные такие нарушения.

Мнение Верховного суда о введении УК за скорость и выезд на «встречку»

Между тем, Комиссия Верховного суда России отметила в официальной оценке к проекту, что данный законопроект «заслуживает особого внимания».

Так, ВС обратил внимание инициаторов на то, что, согласно постановления Конституционного Суда от 10.022017 г. №2-П, сама по себе повторность нарушения законодательства не является достаточным основанием для привлечения человека к уголовной ответственности. Для криминализации однородного нарушения, по мнению Верховного суда должны быть существенно нарушены конституционные ценности, иначе это противоречит Конституции. И уголовная ответственность не может наступать при отсутствии общественной опасности.

Согласно этой позиции, неоднократное совершение однородных административных правонарушений, за которые ранее лицо было подвергнуто административному наказанию, не является само по себе достаточным основанием для привлечения его к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда такое деяние повлекло за собой причинение вреда конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового. Иное означало бы возможность применения уголовной ответственности за деяния (действия, бездействие), которые не представляют общественной опасности, требующей их криминализации, и тем самым противоречило бы статьям 17 (части 1 и 3), 19 (части 1 и 2), 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Кроме того, Верховный суд задаётся вопросом, почему именно эти нарушения были взяты за основу ввести уголовные наказания за их повторность. Так, ВС приводит статистику по другим нарушениям – например, скрытие с места ДТП, езда на автомобиле лишённым прав водителем, а также ДТП с причинением вреда здоровью, по которым статистика аналогична. Однако, они не были подвергнуты ужесточению.

Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование причин, по которым предлагаются к криминализации в качестве общественно опасных именно указанные в законопроекте деяния, и не учитываются иные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, способные причинить аналогичный по своим характеру и степени либо, в ряде случаев, больший вред общественным отношениям в рассматриваемой сфере.

И, наконец, Верховный суд ссылается на пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда от 25.96.2019 г. №20, где говорится о том, что применение лишения прав не может применяться к лицам, которые таким правом не владели. А это означает, что и к уголовной ответственности таких лиц привлечь нельзя. Например, водитель без прав может хоть 10 раз превысить скорость и хоть на 200 км/ч. Его нельзя будет наказать по новой уголовной статье, потому что у него нет прав.

Таким образом, лица, которым право управления транспортными средствами не было предоставлено в установленном законом порядке, исходя из конструкции диспозиции проектной
нормы, не подпадают под сферу ее действия.