Страховку ОСАГО можно будет оформить без диагностической карты – это правда или нет?

Новые автозаконы   tingu   24.04.2024 г.

Требуется ли на сегодня техосмотр для покупки полиса ОСАГО? Рассказываем о новом законе, введен ли он. Почему с 1 марта 2022 года при отсутствии диагностической карты водители могут получить штраф?

Открыть содержание
  • 1. ОСАГО теперь можно оформить без техосмотра – последние новости
    • 1.1. Это правда?
    • 1.2. А что правда?
  • 2. Зачем все эти поправки?
  • 3. Подорожают полисы ОСАГО без техосмотра?
  • 4. Будет ли регресс от страховых компаний?
  • 5. Грозят ли водителям новые штрафы за отсутствие диагностической карты?
Нет времени читать статью?
  1. Для оформления полиса ОСАГО больше не нужна будет диагностическая карта о прохождении техосмотра – это правда.
  2. Депутаты Госдумы приняли законопроект в I, II и III чтении. Теперь ему предстоит пройти обсуждение в Совете Федерации, уйти на подпись Президенту и быть опубликованным в официальных источниках.
  3. Но новый закон не вступил в силу ни в июне, ни в июле. Он начнёт действовать с 22 августа 2021 года. Начиная с этой даты, водители могут приобрести страховку ОСАГО без предъявления диагностической карты страховщику, а тот не сможет отказать в продаже.
  4. Водителям дали отсрочку на прохождение техосмотра фактически вплоть до 1 марта 2022 года. С указанной даты в ГИБДД начнут штрафовать водителей, выезжающих на дорогу без диагностической карты.
  5. Цель «отвязки» ОСАГО от техосмотра – ликвидировать «серые» схемы покупки диагностических карт и отложить массовый техосмотр на еще не готовых к этому станциях ТО.
  6. Вероятнее всего, стоимость полиса не возрастёт.
  7. Страховые не смогут предъявить регресс к тем, кто будет ездить без пройденного техосмотра и станет виновником ДТП. Основное условие для регресса к водителю – неисправность автомобиля, повлекшая аварию. А большинство автовладельцев следят за своими машинами.

Начиная с 2012 года, для покупки полиса ОСАГО страховщики требуют диагностическую карту. Она выдается по итогам пройденного техосмотра транспортного средства. Сейчас хотят «отвязать» приобретение ОСАГО от необходимости предоставлять страховщику диагностическую карту. Информация уже просочилась во многие СМИ, а в соцсетях говорят, что можно покупать страховку по новым правилам прямо сейчас. Что правда, а где вымысел? Как всегда, разберём новый закон и оценим его актуальность на сегодняшний день с отсылками на официальные источники информации.

ОСАГО теперь можно оформить без техосмотра – последние новости

Судя по последним новостям, в интернете и впрямь обсуждают грядущую реформу в сфере ОСАГО. Но мнения кардинально разнятся.

  • Одни утверждают, что техосмотр «отвязали» от покупки полисов уже с 1 марта 2021 года.
  • Другие указывают на другую дату – 1 октября.
  • По мнению третьих полис ОСАГО можно будет купить без предъявления диагностической карты с 22 августа 2021 года.

Каков статус нововведений на самом деле – мы разберем ниже.

Вас также заинтересует:
  • Какие новые штрафы вводятся с марта 2022 года? Изменения ПДД и новые законы
  • Какие изменения ОСАГО ждут водителей в 2021 году?
  • Нужно ли проходить техосмотр до и после 1 октября 2021 года, если ОСАГО действителен?

Это правда?

Да. 15 июня 2021 года законопроект успешно прошёл III чтение в Госдуме и скоро должен вступить в законную силу.

Что это за новый закон? В МВД подготовили инициативу по внесению изменений в два Федеральных закона: первый ФЗ № 170 «О техосмотре», второй ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения». Основная задумка в том, чтобы «отвязать» техосмотры от покупки полисов ОСАГО. Речь идёт об отмене диагностических карт в качестве обязательного документа для приобретения «автогражданки». Сегодня без документа о пройденном техосмотре водитель не сможет заключить договор ОСАГО.

Изначально проект поправок не обсуждался экспертами и общественными деятелями. 8 июня его сразу включили в основной законопроект о деятельности иностранных страховых компаний на российском рынке. Но это произошло уже после прохождения им первого чтения в Госдуме. Поэтому нововведение было включено в законопроект непосредственно перед вторым чтением у депутатов (9 июня).

И вот, 15 июня законопроект с поправкой об отмене диагностических карт для покупки ОСАГО прошёл окончательное третье чтение в Госдуме.

Подтверждение этому можно найти на официальном сайте ГД:

Подпункт «е» пункта 3 статьи 15 ФЗ Об ОСАГО требовал предъявлять диагностическую карту при покупке ОСАГО.

Но новый закон его отменил:

Могли ли «завернуть» поправки? Вряд ли! Отмена техосмотра для ОСАГО нашла единогласное одобрение у Минтранса, Минфина, МВД, Центрального Банка России и Правительства РФ. А это, как показывает практика – прямая дорога к принятию нового закона на уровне страны.

Однако, это ещё не означает, что новые правила начали действовать с указанной даты!

А что правда?

Но мы не сказали о главном, а именно – могут ли теперь водители покупать ОСАГО без предоставления диагностической карты страховщику? Пока нет.

Новые правила вступят в силу с 22 августа 2021 года. До этого времени всё остаётся по-старому. То есть для тех, кто захочет купить полис ОСАГО до 22 августа, придётся нести страховщику действующую диагностическую карту – об успешном прохождении техосмотра.

При этом, есть одна тонкость изменений. Правительство РФ продлило срок действия диагностических карт, которые истекали с 1 февраля, по 30 сентября 2021 года включительно. Но не для всех автолюбителей. Льгота распространяется лишь на владельцев легковушек. Такси, грузовые машины и общественный транспорт сюда не входит – для них заезд на станцию ТО каждые 6 месяцев, его оставили в силе.

С 1 октября нужно было бы проходить обязательный ТО по новым правилам. Но в связи с «отвязкой» техосмотра от покупки ОСАГО, одной проблемой для автовладельцев с истёкшей диагностической картой стало меньше.

Зачем все эти поправки?

Реформы техосмотра не могут прийти к устраивающему всех знаменателю с 2012 года. И вот очередной виток. Добровольный техосмотр призван решить наболевшие проблемы.

Вкратце о них.

  1. Прохождение техосмотра и получение диагностических карт в России – это, по сути, фикция. Около 80% автовладельцев не ездят на ПТО, а покупают диагностические карты «в комплекте» с полисом ОСАГО. О таком бизнесе страховщиков не слышал только ленивый. Поэтому многие водители могли приобрести полис в последний день действия диагностической карты. Ведь документ о пройденном техосмотре проверяли только страховщики и больше никто.
  2. Целью поправок также является повышение доступности покупки полисов ОСАГО. Ограничивающим фактором выступал как раз техосмотр. Если водитель не предоставлял страховщику диагностическую карту о прохождении ТО, ему попросту отказывали в продаже полиса. Новым законом это ограничение убрали.
  3. Еще одной причиной «отвязки» техосмотра от ОСАГО является снижение числа станций техобслуживания в России – аж в 2 раза. Коронавирусные ограничения и серьезные требования к материальной базе ТО внесли свою негативную лепту. И теперь власти хотят дать бизнесу передышку.

Наверняка, не последнюю роль в реформах сыграли и предстоящие выборы в России.

Подорожают полисы ОСАГО без техосмотра?

Доподлинно об этом неизвестно.

Но по логике возможны два варианта:

  • Стоимость полиса ОСАГО уменьшится где-то на 10% – как раз в связи с отменой диагностических карт для приобретения автогражданки, за которые раньше водители платили агентам 1 000 – 2 000 рублей в год.
  • Цена ОСАГО останется той же – страховщики найдут что добавить.

Вряд ли стоит ждать подорожания полисов. Но точный ответ даст лишь практика после 22 августа 2021 года.

Будет ли регресс от страховых компаний?

Водители уже сейчас опасаются, что страховые начнут применять регресс к виновникам ДТП, у которых не окажется действующей диагностической карты. Однако, опасения беспочвенны.

Регресс по ОСАГО – это возмещение убытков виновником аварии страховщику. Вначале страховая возмещает ущерб потерпевшим в ДТП, а затем взыскивает эти деньги с виновника аварии в судебном порядке.

Регресс не грозит водителям легковушек в безусловных случаях, если те не прошли техосмотр после 22 августа 2021 года. Дело в том, что основанием для требования страховщика возместить убытки является неисправность транспортного средства – о чём указано в пп. «и» п. 1 ст. 14 ФЗ Об ОСАГО. Но когда ДТП происходит не из-за этой неисправности, то права регресса к водителям легковых автомобилей на этом основании отсутствует. К слову, вследствие неисправностей ТС в России происходит всего 0,3% аварий в год – это ничтожно малый показатель.

Ещё кое-что полезное для Вас:
  • Новый штраф за отсутствие техосмотра в России – сколько и когда вступит в силу?
  • Будет ли регресс или отказ по ОСАГО по новому закону, если на момент ДТП нет техосмотра?
  • Подорожает ли страховка ОСАГО в 2022 году, на сколько и с какого числа?

Грозят ли водителям новые штрафы за отсутствие диагностической карты?

Да, но в обозримом будущем.

1 марта 2022 года в законную силу вступает новый Кодекс об административных правонарушениях. В нём появится статья 12.5 КоАП РФ, где установлен новый штраф за езду без диагностической карты – 2 000 рублей.

Вот новая редакция Кодекса:

Начиная с первого дня весны 2022 года, ГИБДД начнёт выписывать штраф за отсутствие техосмотра. Для поимки нарушителей без диагностических карт на дорогах с марта начнут работать камеры автоматической фиксации. Но штраф по ст. 12.5 КоАП не смогут выписывать чаще, чем раз в сутки. Даже если вы вдруг проедете под несколькими камерами в течение дня, вам придёт одно «письмо счастья» на 2 000 рублей.

Срок с 22 августа 2021 года до 1 марта 2022 года – это своего рода «окно». Его предоставили российским владельцам легковых машин для прохождения техосмотра по новым правилам. И, действительно, лучше будет заплатить 1 000 рублей за ТО, чем получать каждый день штрафы в 2 раза больше.

Скорее всего, эта мотивация сработает. Но нет гарантий, что до 1 марта 2022 года Правительство не внесёт очередные поправки.