Автобусная полоса по ПДД и штраф за езду и остановку на ней в вопросах и ответах
ПДД tingu 10.12.2024 г.
Полоса для движения маршрутных транспортных средств бывает предусмотрена практически в каждом городе России. И она несёт с собой значительные суммы штрафов. Как не попасться на них и соблюсти ПДД? Всё очень просто! Достаточно их знать и понимать, когда можно, а когда и где нельзя выезжать на этот выделенный ряд.
- 1. Как обозначается автобусная полоса на дороге?
- 1.1. Кирпич
- 1.2. Табличка с молоточками
- 1.3. Звёздочки
- 1.4. Если висит только знак «Кирпич»?
- 2. Какой размер штрафа за езду по автобусной полосе в 2022 году?
- 2.1. Отдельная сумма санкции в Москве и Петербурге
- 2.2. Штраф для регионов
- 2.3. А если это встречная автобусная полоса?
- 2.4. Действует ли скидка на штраф?
- 2.5. Ловят ли камеры это нарушение?
- 2.6. Будет ли штрафстоянка?
- 3. Сколько сумма штрафа ГИБДД за остановку и стоянку на ней?
- 4. Кому разрешается езда в общих случаях по ПДД?
- 4.1. А на каршеринге?
- 4.2. Разрешён ли заезд мопедам и мотоциклам?
- 5. Можно ли остановиться на остановке на автобусном ряду?
- 6. Можно ли остановиться для высадки пассажиров?
- 7. Можно ли поворачивать направо, если справа автобусная?
- 8. Куда поворачивать направо: на автобусную полосу или на вторую?
- 9. Считается ли «А» полноценной полосой и рядом?
- 10. Можно ли выехать с автобусной через сплошную?
- 11. ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
- Автобусную полосу обозначают соответствующие знаки на синем фоне. Если есть разметка «А», но нет таких знаков, то перед вами нет и выделенной полосы.
- При этом, такие знаки могут применяться совместно с молоточками или звёздочками, регулирующими возможность движения по такой полосе в выходные и рабочие дни.
- Штраф за езду и остановку на автобусной полосе в 2022 году составляет 3 000 рублей для Москвы и Спб и 1 500 рублей для остальных регионов и городов.
- Но на данную санкцию распространяется скидка 50%.
- А вот если речь идёт о встречной выделенке, то может грозить вплоть до лишения прав.
- Разумеется, проезд по автобусной полосе разрешается не только автобусам, но любым маршрутным транспортным средствам, а также таксистам, школьным автобусам и велосипедистам.
- А на мопедах, скутерах и, тем более, мотоциклах движение по ней запрещается.
- Кроме того, на автомобилях каршеринга нельзя заезжать на выделенку.
- Остановка на автобусной разрешена только для посадки/высадки людей и только если она отделена прерывистой разметкой и не создаётся помех тем, кому можно ехать по ней. При этом, это также и при тех же условиях разрешено и на остановках общественного транспорта.
- Если перед перекрёстком имеется полоса «А», то вам нужно поворачивать направо с неё, если только с вашей стороны прерывистая для перестроения на неё. Если сплошная, то нужно совершать манёвр со второго ряда (но такое на практике встречается редко).
- Если же при повороте направо на целевой дороге находится выделенка, то аналогично, если она отделена прерывистой линией (с вашей стороны), то нужно выезжать с поворота на неё. Только нужно успеть перестроиться во второй ряд до того, как закончится прерывистая.
- В любых случаях запрещено пересекать сплошную линию разметки.
- При ДТП на автобусной полосе не всё так очевидно. В 2022 году действует принцип «нарушитель не имеет преимущества», и потому, если вы перестроились на выделенку через прерывистую, не уступив дорогу двигавшемуся сзади вас в нарушение ПДД водителю, то далеко не факт, что виноватыми будете вы.
Движение по автобусной полосе может быть связано со сравнительно крупным штрафом ГИБДД. Однако, налагается он не для всех, не в любое время и не за все манёвры. Так, есть категория автомобилей, которые имеют право ездить по этому выделенному ряду, также может быть установлено конкретное разрешённое для проезда по ней время и дни. В этой статьи мы рассмотрим все тонкости заезда, пересечения и остановки и стоянки на автобусной полосе, возможные наказания за это, а также выясним, кто может заезжать на неё без штрафа, когда такая санкция незаконна и другие нюансы правоприменения касательно этого участка дороги.
Как обозначается автобусная полоса на дороге?
Здесь всё достаточно просто. Она может быть отмечена двумя вариантами:
- действие всех правил движения по автобусной полосе обозначается дорожными знаками (5.11.1, 5.13.1-5.13.2 или 5.14),
- также может быть нанесена дорожная разметка в виде буквы «А».
Вот так выглядят соответствующие знаки:
Итак, слева направо:
- 5.13.2 указывает, что на пересекаемой на перекрёстке дороге организовано такое движение, когда все автомобили движутся только в направлении налево, а направо – только маршрутные транспортные средства,
- 5.11.1 предписывает то же самое, только в попутном для вас движении прямо,
- 5.13.1 регулирует противное от 5.13.2 – то есть поворот в данном случае направо вам запрещён, если вы едете на обычном легковом автомобиле,
- а знак 5.14 показывает вам, что на данной дороге есть автобусная полоса (попутная, в отличие от других вышеописанных знаков).
Обратите внимание, что только знаки прямо несут с собой все требования и запреты ПДД, которые мы будем описывать ниже. Если на данном участке дороги, по которой вы едете, есть только разметка в виде буквы «А» без дорожного знака, то формально требования Правил для автобусной полосы не установлены, и фактически можно считать, что её здесь нет (хотя, на практике этого делать не стоит, конечно же).
Но помимо указанного выше, есть дополнительные возможности обозначения выделенной полосы, которые лишь дополняют правила проезда по ней. Рассмотрим их!
Вас также заинтересует:
- Какие дорожные знаки и разметка обязывают всегда остановиться перед ними?
- Можно ли остановиться, если после знака «Остановка запрещена» есть знак «Парковка» и наоборот?
- У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
Кирпич
Знак 3.1 может дополнительно вешаться для привлечения внимания к запрету движения по автобусной полосе. В этом случае он обязательно должен применяться вместе с табличкой со стрелкой вниз, которая указывает, что "Кирпич" распространяется исключительно на один ряд, над которым висит это сочетание знаков.
Вот так это выглядит схематично:
Табличка с молоточками
Это ещё одно дополнение к действию «выделенки» для маршруток. Но, в отличие от вышеприведённого «Кирпича», молоточки уточняют не её действие, а время работы. И происходит это по-разному, в зависимости от конкретной таблички.
- Если вы видите просто чёрные молоточки на белом фоне, то это значит, что автобусная полоса действует исключительно в будние дни, а по выходным это обычный ряд, на котором разрешается проезд легковым и прочим автомобилям. Соответственно, такая полоса не действует не только в выходные дни, но и в праздничные
Ещё больше свободы для легковых даёт табличка 8.5.6, указывающая, что можно проехать по автобусной полосе не только в выходные, но и за пределами указанного на ней промежутка времени. Обозначается это также молоточками плюс, собственно, указание времени:
Но ещё на табличке могут быть написаны дни недели. Тогда выделенка действует только в указанные дни. Например, вот здесь полоса является автобусной только с понедельника по среду включительно:
И, наконец, сочетание дней недели со временем обозначает, что двигаться по данному ряду запрещено только в указанные сроки.
Звёздочки
А вот шестиконечная звезда красного цвета означает, наоборот, когда запрещается въезжать на автобусную полосу и фактически подразумевает выходные дни (и праздничные).
Слева направо: запрещено двигаться по автобусной полосе с 8.00 до 17.30; нельзя только в выходные дни (субботу и воскресенье), и запрет на выходные, но только в определённый промежуток времениЕсли висит только знак «Кирпич»?
Обратите внимание, что может быть ещё такой вариант, когда знака автобусной полосы, который по сути является единственным, знаменующим начало требований ПДД к выделенке, нет, но есть знак «Кирпич» над этим рядом.
В этом случае вам всё равно запрещён выезд на эту полосу. Хоть она и не является автобусной формально, но вы обязаны следовать требованию знака 3.2. Хорошая новость здесь заключается в том, что за нарушение его запрета предусмотрен штраф 500 рублей, что значительно ниже, нежели наказание за автобусную полосу.
Но не всегда есть выделенные автобусные полосы, и тут нужно быть ещё более внимательными.
Очень часто на дорогах в 2 полосы, которые разделены сплошной линией разметки, стоят инспекторы ДПС. Они выбирают место, где автобус или маршрутное ТС останавливается на остановке в пределах полосы, и их не объехать, не выезжая на встречную полосу.
Вот таких нетерпеливых водителей и ждёт наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Даже если вы так много раз ездили или едут все перед вами, не стоит нарушать! Может, именно вас увидят инспекторы и придётся в лучшем случае платить штраф, в худшем – ездить на том самом автобусе от 4 до 6 месяцев.
Задать вопросСобственно, о суммах санкций и поговорим!
Какой размер штрафа за езду по автобусной полосе в 2022 году?
Итак, давайте сначала рассмотрим наказания за езду по выделенке, а ниже – за парковку на ней. И здесь размер санкции может быть разным, и вот от чего это зависит.
Отдельная сумма санкции в Москве и Петербурге
Максимальный размер штрафа установлен за проезд по автобусной полосе в двух столицах России – 3 000 рублей. В данном случае часть 1.2 статьи 12.17 КоАП РФ указывает, что если вы заехали на такую полосу в Москве или Санкт-Петербурге, то для вас будет повышенный штраф.
Штраф для регионов
Если же вы проехали по автобусной полосе в любом другом городе, то ваш карман опустеет на сумму в 2 раза меньше – на 1 500 рублей. Именно такой штраф предусмотрен частью 1.1 статьи 12.17 Кодекса.
А если это встречная автобусная полоса?
А вот здесь уже всё сложнее. Дело в том, что административное право имеет принцип «от общего к частному». В данной ситуации одно нарушение влечёт по сути 2 меры ответственности:
- штраф за выезд на автобусную полосу,
- штраф или лишение прав за езду по встречке.
Однако, за одно и то же нарушение ПДД запрещается наказывать дважды (часть 5 статья 4.1 КоАП). Именно поэтому в статье 12.17 вы можете увидеть, что штраф за выделенку налагается во всех случаях, кроме тех, когда есть состав правонарушения по частям 3-5 статьи 12.15 Кодекса. А эти части как раз предписывают наказания за встречную полосу:
- часть 3 – за встречку при объезде препятствия со штрафом от 1 000 до 1 500 рублей,
- часть 4 – за запрещённый обгон в том числе; и здесь уже будет грозить либо штраф 5 000 рублей, либо лишение водительских прав на 4-6 месяцев,
- часть 5 предусматривает ответственность за повторное нарушение по части 4 с лишением прав на 1 год (либо штраф 5 тысяч может быть только в случае камеры автофиксации).
Таким образом, за выезд на встречную автобусную полосу наказание будет жёстче, чем на попутную.
Действует ли скидка на штраф?
Но вернёмся к штрафу конкретно за выделенный ряд для маршрутных транспортных средств. На оба наказания действует скидка 50%, если вы заплатите сумму штрафа ГИБДД в течение 20 дней с даты вынесения в вашем отношении постановления.
Таким образом, сумма со скидкой составит в таком случае:
- 750 рублей штрафа за автобусную полосу в регионах России,
- 1 500 рублей за проезд по выделенке в Москве или Петербурге.
Ловят ли камеры это нарушение?
Да, вполне. Большинство дорожных средств фото- и видеофиксации умеют распознавать пересечение и движение по автобусной полосе. В этом случае владельцу автомобиля приходит соответствующий штраф по почте.
Будет ли штрафстоянка?
Нет. За выезд на автобусную полосу не предусмотрена эвакуация машины.
К слову, она не является отдельным видом наказания, а служит лишь для обеспечения доступа к свободному передвижению, когда стоящая машина мешает, или чтобы не дать продолжить особо грубые нарушения – например, езду в состоянии алкогольного опьянения. Соответственно, спецстоянка назначается совместно с выписанным постановлением по какому-либо нарушению ПДД.
И в нашем случае есть в КоАП РФ статья 27.13, часть 1 которая перечисляет список других норм ответственности, при которых применяется эвакуация. И в списке этом нет штрафа за автобусную полосу: ни в Москве и Питере, ни в других городах, ни в случае даже, если речь идёт о лишении прав за выезд на встречную выделенку.
Ввод полос для МТС в эксплуатацию с бухты-барахты в очередной солнечный день не предусмотрен. Для ввода их в эксплуатацию предусмотрен определенный порядок. Например, в Москве – это Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №453-ПП «Об организации выделенных полос для движения маршрутных транспортных средств».
Если прочитать его внимательно, то можно увидеть, что ввод в эксплуатацию утверждается приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. И прежде, чем водителя привлечь к ответственности за движение по выделенной для автобусов и троллейбусов полосе, необходимо выяснить, когда она введена в эксплуатацию и каким приказом.
Задать вопросСколько сумма штрафа ГИБДД за остановку и стоянку на ней?
В КоАП 2022 года также есть статья 12.19, специально предусматривающая ответственность за нарушения правил остановки и стоянки. Однако, в ней мы не найдём наказания за автобусную полосу. Потому как она предусмотрена уже упомянутой нами статьёй 12.17.
И здесь всё ровно также:
- за остановку или стоянку на автобусной полосе в Москве или Санкт-Петербурге предусмотрен штраф ГИБДД в размере 3 000 рублей,
- если же нарушение совершено в других городах и регионах, то сумма санкции будет в 2 раза меньше – 1 500 рублей.
Здесь также распространяется скидка 50% и не грозит эвакуация на штрафстоянку.
Кому разрешается езда в общих случаях по ПДД?
Итак, теперь перейдём к выяснению, а кому, собственно, будет положен по закону в 2022 году указанный выше штраф. И пойдём от обратного – определим, какие транспортные средства могут ездить по автобусной полосе.
И таких видов транспорта немало. Разумеется, ошибочным является мнение, вытекающее из самого названия «автобусной» полосы – что по ней можно двигаться только автобусам. Разумеется, нет.
А кому разрешается? Регулирует это правило пункт 18.2 ПДД. Давайте перечислим.
- По автобусной полосе можно ездить, в первую очередь, тем, для кого она, собственно, предназначена. Сюда входят все маршрутные автобусы и троллейбусы, в том числе междугородние – главное, чтобы у них был утверждённый маршрут следования.
- Также разрешается проезд по выделенке любым транспортным средствам, которые предназначены для перевозки пассажиров, имеют более 8 мест для сидения, а массу более 5 тонн. Однако, перечень такого транспорта утверждается властями Москвы, Спб или Севастополя. Соответственно, данный пункт действует только для этих городов.
- С недавних пор по автобусной полосе можно двигаться и автомобилям такси.
- Возможность предусмотрена также для школьных автобусов.
- И, наконец, велосипедисты имеют право ехать по ней, но только в том случае, если она находится у правого края проезжей части.
Обратите внимание, что для такси речь идёт именно о законной работе в этой службе – то есть для автомобилей, имеющих лицензию на осуществление этой деятельности, фонарь и шашечки.
А на каршеринге?
Автомобилям каршеринга запрещается заезжать на автобусную полосу. Они формально не являются машинами такси, не осуществляют регулярные маршрутные перевозки, и потому выделенка на них не распространяется.
Более того, многие службы каршеринга за выезд на такую полосу предусматривают отдельный договорный штраф от самого агрегатора. И это, помимо штрафа ГИБДД за выезд на выделенку.
Разрешён ли заезд мопедам и мотоциклам?
Выше мы выяснили, что велосипедистам можно ездить по автобусной. Также многие автомобилисты знают, что во многих пунктах ПДД приравнивают мопеды к велосипедам. Однако, в нашем случае это не так – на мопедах и скутерах и, тем более, на мотоциклах запрещается движение по автобусной полосе.
Можно ли остановиться на остановке на автобусном ряду?
Есть 2 пункта Правил, регулирующий данный вопрос:
- пункт 12.4 ПДД указывает, что запрещена остановка автомобилей на остановках и ближе 15 метров до и после них, кроме случаев посадки или высадки пассажиров, и если это не создаст помех автобусам, троллейбусам – всем, для кого она предназначена, а также машинам такси;
- в то же время, пункт 18.2 (абзац последний) предписывает, что пересекать автобусную полосу можно только для посадки/высадки людей и только в том случае, если она отделена от остальной проезжей части прерывистой разметкой.
В итоге получаем, что вы можете останавливаться на автобусной полосе исключительно для высадки или посадки пассажиров и только в том случае, если заезжаете на неё, не пересекая сплошную линию разметки.
Можно ли остановиться для высадки пассажиров?
Соответственно описанному выше, вы в любом месте имеете право высадить пассажиров, если на данном участке дороги имеется автобусная полоса и если вы при этом не создаёте помех автобусам и троллейбусам. Но только при условии, что она отделена от остальной дороги прерывистой линией, а не сплошной.
Иначе остановка на ней с этой целью запрещается, и будет грозить штраф.
Можно ли поворачивать направо, если справа автобусная?
Теперь рассмотрим довольно распространённую ситуацию: вы едете по дороге с выделенкой, и вам нужно повернуть направо. ПДД обязывают вас при этом занять крайнее положение на проезжей части и, кроме того, двигаться как можно праве при повороте (пункты 8.5-8.6 Правил).
Но в данном случае невозможно занять крайнее положение, не нарушая, ведь там автобусная! Как же быть?
Но и здесь ПДД предусмотрели послабление. Пункт 18.2 буквально предписывает следующее:
- если вы видите при подъезде к перекрёстку, что автобусная полоса отделена прерывистой разметкой (либо сплошной вместе с прерывистой, когда с вашей стороны разрешается её пересекать), то вы не просто можете, а обязаны поворачивать направо только с неё;
- если же она отделена только сплошной, то разрешается поворачивать со второго ряда,
- при повороте налево можно поворачивать в любую полосу, в том числе в полосу для маршрутных транспортных средств. Но при выезде с перекрестка полосу нужно освободить.
Справедливости ради отметим, что второй вариант вы встретите очень редко, и это будет нарушение правил нанесения разметки. Также вы, скорее всего ещё издалека увидите разметку или знаки движения по полосам, и как раз с выделенной будет разрешён поворот только направо (либо прямо и направо).
Однако, в возможности повернуть направо с автобусной кроется и одна недоработка. Дело в том, что маршрутным ТС, велосипедистам и такси (точнее, всем, кому разрешается езда по ней) можно игнорировать знаки движения по полосам.
Это означает, что, если с автобусной разрешён только поворот направо, то автобус, к примеру, может поехать по ней и прямо. А если на этом перекрёстке установлен светофор, где горит отдельно от других разрешающих сигналов одна стрелка направо, то всем легковым машинам придётся ждать, пока для автобуса, который хочет ехать прямо, загорится основной зелёный.
Куда поворачивать направо: на автобусную полосу или на вторую?
А теперь рассмотрим ситуацию, когда вы поворачиваете на другую дорогу, на которой есть выделенка. То есть опять же, ПДД указывают двигаться как можно правее. Можно ли выехать на автобусную в этом случае?
Да, можно. И возможность здесь предусмотрена тем же пунктом 18.2. То есть вы обязаны повернуть на автобусную полосу, если она отделена прерывистой разметкой (с вашей стороны). При этом, вы должны во время движения вдоль прерывистой линии успеть перестроиться на вторую полосу.
Считается ли «А» полноценной полосой и рядом?
Да. Вопрос этот возникает чаще всего, когда Правилами установлены определённые условия движения, зависящие от количества полос на дороге. И в этом случае нигде в ПДД вы не найдёте, что выделенка как-то отдельно учитывается при таком подсчёте рядов. Более того, она прямо так и называется – «полосой».
Пункт 9.4 Правил дорожного движения говорит о том, что вам запрещено занимать крайний левый ряд, если в данном направлении их 3 или более. В том числе в населённых пунктах. И в этом случае учитывается автобусная полоса. То есть, если вы едете по дороге, где справа именно она и только 2 другие обычные, то пункт 9.4 здесь всё равно действует в полной мере.
Можно ли выехать с автобусной через сплошную?
Нет. Разметку 1.1, которая применяется в том числе для отделения от остальной проезжей части выделенки, запрещается пересекать в любых случаях: как при выезде на встречку или перестроения на обычную полосу, так и при заезде на полосу с буквой «А».
- Какой размер штрафа за парковку и движение по тротуару? Обжалование и тонкости ПДД
- Какие правила для дорожной искусственной неровности? Размеры, установка и штрафы
- Можно ли парковаться в кармане проезжей части? В каких случаях нельзя и какой штраф?
ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.
Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.
Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2022 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.
Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.
- При перестроении (в том числе на автобусную полосу) вы обязаны уступить дорогу тем, кто движется попутно (пункт 8.4 ПДД). Именно этим может руководствоваться сотрудник ГИБДД, приехавший на разбор ДТП. И будет не прав.
- Термин «Уступить дорогу» имеет чёткое определение. Он означает, что вы не должны своим манёвром вынудить другого участника, имеющего преимущество, вынудить изменить скорость или направление движения. То есть уступать нужно только тем, кто имеет приоритет.
- Хорошо, теперь идём к термину «Приоритет» и видим, что это право преимущественного проезда при пересечении траекторий движения.
И именно последний пункт не даёт обязанности уступать дорогу нарушителям. Дело в том, что тот, кто не имеет права на движение в намеченном направлении, тот, разумеется, не может иметь и приоритетного права на такое движение. Логично? Да.
Однако, вам может показаться, что мы «высосали из пальца» такие умозаключения, и на практике 2022 года это не работает. А вот и нет! Сам Верховный суд указал именно такую последовательность заключений в своём Постановлении Пленума №20 от 27.06.2019 г. (пункт 14).
Более подробно описанный принцип мы рассматривали в статье про нарушителей, не имеющих преимущество.