Длинная прерывистая разметка: что означает, правила применения, длина по ПДД и ГОСТу?

ПДД   tingu   11.11.2024 г.

Дорожная разметка призвана облегчить водителям движение по дорогам. Но она же может привести к ограничениям, за нарушение которых можно получить штраф и даже лишиться права управления. В этой статье поговорим о линии 1.6, которая предупреждает автолюбителей о приближении к сплошной.

Открыть содержание
  • 1. Что означает длинная прерывистая разметка?
  • 2. Как она выглядит?
  • 3. Какие правила применения линии 1.6 по ГОСТу в 2022 году?
    • 3.1. Какая должна быть минимальная длина?
    • 3.2. А ширина?
    • 3.3. Должна ли быть линия 1.5 перед длинной разметкой?
  • 4. Можно ли её пересекать?
    • 4.1. Можно ли начать обгон с длинной прерывистой?
    • 4.2. Можно ли завершить обгон на 1.6?
    • 4.3. Если начали на прерывистой, а закончили через сплошную?
  • 5. Длинная прерывистая вместе со сплошной – разрешено ли пересечение по ПДД?
  • 6. Можно ли обжаловать штраф или лишение прав, если 1.6 не по ГОСТу?
    • 6.1. Можно ли оспорить обгон, если прерывистой длинной перед сплошной не было?
  • 7. Судебная практика по разметке 1.6
Нет времени читать статью?
  1. Длинная прерывистая линия – это разметка под номером 1.6. Она идёт после короткой прерывистой (1.5) и означает скорое приближение к сплошной.
  2. При разрешённой скорости на данном участке дороги 60 км/ч и менее, её длина должна быть как минимум 50 метров.
  3. Если же действующее ограничение более 60 км/час, то её длина должна составлять не меньше 100 метров.
  4. 1.6 может быть только белого цвета. Но если она временная, то жёлтого.
  5. Такую разметку можно пересекать при возвращении на свою полосу после обгона.
  6. Но также можно и начинать обгон с её пересечением. Хотя здесь в большинстве случаев вы не успеет завершить манёвр до сплошной.
  7. А вот заканчивать обгон через сплошную в 2022 году запрещено.
  8. При этом, если было нарушение в нанесении линии 1.6 либо её перед сплошной вовсе не было, вследствие чего вас признали виновным, то такое наказание нужно обжаловать. Правда, судебная практика говорит, что далеко не всегда это получается сделать успешно.

Разметка на дорогах служит для регулирования дорожного движения, а ещё значительно облегчает и передвижение. Однако, за нарушение предписаний большинства видов линий можно нарваться на штраф или даже на лишение прав. Однако, если были нарушения в нанесении такой разметки, то постановление можно обжаловать. В этой статье мы выясним, что означает длинная прерывистая разметка под номером 1.6, какие правила нанесения линии на дороге, можно ли её пересекать и что за это грозит. И всё это в контексте официальных ссылок на актуальные в 2022 году ПДД и ГОСТы.

Что означает длинная прерывистая разметка?

Она служит главным образом для предупреждения водителей – о том, что в скором времени на данном участке дороги будет сплошная линия разметки. Однако, самостоятельно штрих 1.6 никаких запретов, требований или ограничений не несёт.

Сама разметка 1.6 описана в Правилах дорожного движения, первом разделе Приложения:

1.6 – предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений.

Как видим, эта линия может наноситься как между встречными полосами движения, так и между попутными. А предупреждает она о приближении к одному из участков дороги, где нанесена либо одинарная сплошная, либо сплошная вместе с прерывистой, которая означает, что здесь пересекать сплошную линию можно только с той стороны, где идёт (короткая) прерывистая.

Вот обе этих разметки:


Линии 1.1 и 1.11, о приближении к которым предупреждает разметка 1.6

Как она выглядит?

Собственно, сама разметка 1.6 имеет, в отличие от обычной прерывистой линии, гораздо более длинные штрихи, разделённые гораздо меньшим расстоянием между собой. Если быть точнее, то длина штриха может быть от 3 до 9 метров (в зависимости от типа дороги – о правилах нанесения прерывистой длинной линии мы ещё поговорим ниже), а расстояние между ними, соответственно, от 1 до 3 метров. Таким образом, разрывы между линиями у разметки 1.6 составляют 1/3 от длины этих линий.

Вот так выглядит этот маркер дорожного движения:


Длинная прерывистая разметка 1.6 — длина штриха в 3 раза больше разрывов между ними

А вот так выглядит наиболее распространённое использование этой линии по всем правилам ГОСТов:


Разметка 1.6, нанесённая перед сплошной и после прерывистой

Какие правила применения линии 1.6 по ГОСТу в 2022 году?

Каких-либо объёмных и особых требований к этой разметке действующие ГОСТы не содержат. Но есть определённые критерии размерности и длины этой разметки, а также к цвету, он может быть только белым в случае, если линия нанесена постоянно, либо жёлтым, если она временная.

Давайте подробнее рассмотрим требования к внешнему виду 1.6 – именно они чаще всего имеют практическое значение для водителей.

Какая должна быть минимальная длина?

Для ответа на этот вопрос обращаемся к ГОСТу Р52289-2018 с последними изменениями. В нём находим пункт 6.2.8 и видим официальную трактовку, что эту длинную прерывистую линию наносят в длину не менее чем 50 (100) метров до начала сплошной. Так 50 или 100 метров? Это уже зависит от режима скоростного режима на данном участке дороги:

  • для дорог с разрешённой скоростью менее 60 км/ч (в городах и других населённых пунктах) длина разметки должна быть не менее 50 метров,
  • а если разрешённая скорость выше 60 км/час (на трассах), то длина прерывистой длинной линии должна быть от 100 метров.

Но обратите внимание, что здесь привязка идёт именно к ограничению максимальной скорости на участке дороги, а не наличия населённого пункта. Так, на трассах вне городов ограничение может быть и менее 60 км в час, равно как и в городах по решению властей максимальное ограничение может быть увеличено, как правило, до 80 км/ч.

Также обратите внимание, что речь идёт о минимальной длине разметки 1.6 – она может быть длиннее, но не короче. Такие числа выбраны законодателями для главной цели длинной прерывистой разметки – чтобы водители успели вернуться на свою полосу, будучи предупреждёнными о скором приближении к сплошной разметке.

Вас также заинтересует:
  • У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение
  • Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?
  • Новый ГОСТ о синей и жёлтой разметке в вопросах и ответах

А ширина?

А это уже указано в другом Госстандарте – Р51256-2018, устанавливающем технические характеристики и прочие требования для дорожной разметки. Ответ лежит в Таблице АЛ Приложения А этого ГОСТа.

В нём ширина указанной линии может быть в пределах 10-15 см. Это не зависит ни от скоростного режима, ни от типа дороги, ни от чего-либо иного.

Что касается длины штрихов, то размеры прерывистой здесь уже могут быть разными, и зависит это также от скоростного режима на участке дороги. Правда, чисел немного больше, так как есть допуски к разрешённым размерам.

В первую очередь отметим, что длина штриха у этой прерывистой разметки должна быть в 3 раза больше расстояния между ними при любой длине. А сами допустимые размеры отобразим для удобства в виде таблицы.

Как видим, на более высокоскоростных дорогах разметка должна быть лучше видима за счёт её масштабирования. Но в обоих случаях разрешена размеров 6/2 метра.

При этом, не увидеть начало именно длинной прерывистой после короткой невозможно – она по сути является зеркальным отображением линии 1.5, у которой, наоборот, длина разрывов в 3 раза больше длины штрихов.

Должна ли быть линия 1.5 перед длинной разметкой?

Между тем, ни ГОСТ, ни ПДД не содержат как условия обязательного наличия короткой прерывистой разметки перед длинной. Да и не совсем логичным кажется эта обязательность – ведь начало 1.6 даже при отсутствии до этого любой другой разметки будет сигнализировать о скором приближении к сплошной.

Однако, есть и иные мнения. Например, в Доруправлении Курской области дали абсолютно противоположный ответ:

Но ни в каких нормативных актах, актуальных на 2022 год вы не найдёте соответствующего требования.

Можно ли её пересекать?

А теперь рассмотрим вопрос правоприменения, касающиеся нанесённой длинной прерывистой разметки под номером 1.6.

И да, линию 1.6 можно пересекать – никакого соответствующего запрета в действующих в 2022 году ПДД нет.

Причём, запрет отсутствует в любую сторону манёвров:

  • разрешается пересекать линию 1.6 как при перестроении из своей полосы в соседнюю, в том числе на встречную (если нет других запретов),
  • равно как можно возвращаться в неё со встречной, а также пересекать длинную прерывистую разметку при повороте на данную дорогу с другой.

Можно ли начать обгон с длинной прерывистой?

Формально, так как вы имеете право выезжать на встречную полосу с пересечением 1.6, то и обгон вам не может быть запрещён в данном случае. Но на практике следует учитывать, сможете ли вы вернуться на свою полосу при этом. Ведь длинная разметка нанесена не зря в этом месте – скоро начнётся сплошная.

Давайте рассмотрим простой пример. Вы догоняете автомобиль, движущийся со скоростью 40 км/ч и решаете обогнать его. При этом, на данном участке действует ограничение скорости 60 км/ч.

Это значит, что длина прерывистой разметки с большим штрихом будет от 50 метров (пусть будет 60). При этом, если вы не будете превышать скорость, то будете проезжать приблизительно 16,5 метров в секунду (60 км/ч = 16,66 метров в секунду). Таким образом, у вас есть 3,75 секунды, чтобы совершить обгон: то есть перестроиться на встречную, опередить автомобиль и вернуться на свою полосу, полностью покинув «встречку», чтобы не пересечь и не наехать на сплошную. Успеете? Учитывая, что вы уже начали обгон на разметке 1.6 и какую-то протяжённость линии проехали.

А давайте теперь рассмотрим более «щадящий» пример. Вы аналогично догоняете машину, которая едет 40 км/час. Но ограничение на этом участке дороги – 80 км/ч. То есть длина прерывистой с длинным штрихом будет уже не меньше 100 метров. Пусть 130 метров в нашем примере.

Тогда, обгоняя со скоростью 80 км/ч вы будете проезжать 22 метра в секунду, и вам потребуется чуть менее 6 секунд. Но рассмотрим немного по-другому:

  1. 80 км/ч – это 22 м/с – ваша скорость,
  2. 40 км/ч – это 11 м/с – скорость обгоняемого,
  3. но вам ещё нужно набрать скорость с 40 до 80, и плюс немного увеличит путь дуговая траектория при вашем перестроении;
  4. получаем в итоге, что у вас есть 6 секунд на весь обгон с пересечением 1.6, и вы будете опережать обгоняемого примерно на 11 метров каждую секунду.

Следуя простому умозрительному заключению, можно предположить, что за это время можно совершить обгон с пересечением длинной прерывистой разметки. Не стоит забывать только, что её общая длина может быть вовсе не 130, а 100 метров. К тому же, вы уже некоторое время едете по ней, а ещё нужно время вспомнить, какое здесь ограничение скорости, чтобы подумать о длине разметки 1.6.

Однозначно отметить стоит лишь одно из самых заезженных утверждений: не уверен – не обгоняй! И в данном случае оно подходит как нельзя лучше всего остального.

Можно ли завершить обгон на 1.6?

А вот такой манёвр уже гораздо безопаснее. Более того, разметка 1.6, собственно, и создана для того, чтобы её пересекали со встречной полосы, указывая водителям, что это обязательно нужно сделать здесь и сейчас, так как грядёт сплошная линия разметки.

Если начали на прерывистой, а закончили через сплошную?

Это будет нарушением. Дело в том, что до недавнего времени в судебной практике, действительно, существовало мнение, что вины водителя, который выехал на встречку через прерывистую, но не успел закончить манёвр вовремя и пересёк сплошную, не было. При этом, речь идёт об изначальном пересечении 1.5 – если бы вы утвердили, что уже начали обгон на 1.6, то вас могли определённо лишить прав. Ну и, конечно же, умысла в завершении манёвра через сплошную быть не должно… было.

Однако, такую лазейку отменили введением соответствующего пункта 9.1(1), который стал прямо указывать, что находиться слева от сплошной запрещено, и точка. А до этого сам Верховный суд указал примерно то же самое.

Длинная прерывистая вместе со сплошной – разрешено ли пересечение по ПДД?

Обратите внимание, что разметку 1.6 наносят по ГОСТу и ПДД в том числе и перед линиями 1.11 (смотрите схему выше). Но последняя может быть двух видов – в зависимости от того, с какой стороны от сплошной линии расположена прерывистая, может быть запрещено или разрешено нахождение слева от неё.

Значит ли это, что длинную прерывистую можно и нужно наносить только перед такой линией 1.11, где вам запрещено ехать по встречке? По сути да, но в ГОСТе не совсем корректно указана трактовка:

Разметку 1.6 применяют для предупреждения о приближении к разметке 1.1 или 1.11 (со стороны сплошной линии)...

Что значит «со стороны сплошной»? Не совсем понятно. Однако, на практике 2022 года вы чаще всего не увидите разметки 1.6 перед линией 1.11, если последняя не для запрета выезда на встречную полосу с вашей стороны.

Можно ли обжаловать штраф или лишение прав, если 1.6 не по ГОСТу?

И да, и нет. Это зависит от того, что конкретно вы доказываете. Сам факт нарушений при нанесении разметки ещё не даёт право нарушать вам. Однозначно вряд ли вы успешно оспорите наказание по следующим причинам:

  • если длинная прерывистая линия была слишком узкой,
  • если она была другого цвета,
  • если она была лишь немного стёрта или загрязнена
  • и подобные нарушения.

Однако, если вы убедите суд или сотрудника ГИБДД в том, что в контексте неправильной разметки у вас просто не было выхода, и вы вынуждены были нарушить, то вероятность успеха в жалобе может быть перспективной. То есть вам нужно доказать именно причинно-следственную связь нарушения применения разметки и отсутствия вашей вины во вменяемом вам нарушении.

Этому могут поспособстсвовать следующие основания как пример:

  • вы не успели завершить манёвр до начала сплошной, потому что разметка 1.6 до неё была слишком короткой не по ГОСТу,
  • в том числе, если она стёрлась или её занесло снегом или грязью частично, вследствие чего у вас не было возможности вовремя её обнаружить,
  • если вам удастся доказать, что из-за неправильной формы или размеров длинной прерывистой, вы её приняли за другой вид.

Вот на последнем моменте остановимся подробнее. Например, если длина штрихов 1.6 оказалась слишком короткой (равной разрывам), то можно пытаться апеллировать на то, что вы приняли её за короткую прерывистую (1.5). Этому может способстсвовать, опять же, загрязнение или стёртость краски.

Но для успешного обжалования большим аргументом будет способность доказать то, что вы утверждаете. Поэтому нужна будет видеозапись с регистратора. И помните, что запись инспектора чаще всего для этого не подойдёт, потому что ему может быть выгодно её не показывать или он вообще не придёт на процедуру обжалования.

Ещё кое-что полезное для Вас:
  • Если нет таблички Фотофиксация, можно ли оспорить штраф?
  • Можно ли переоформить автомобиль с трещиной на лобовом стекле сейчас?
  • ПДД об объезде стоящего автомобиля по сплошной: какой штраф и можно ли пересекать?

Можно ли оспорить обгон, если прерывистой длинной перед сплошной не было?

А это уже более перспективный для успеха повод для подачи жалобы на постановление. Но, к сожалению, далеко не стопроцентный. Многие суды считают, что водитель всё же должен предвидеть любую опасность на дороге. Сплошная же наносится там, где такая опасность есть. И, если вы не видели перед собой сплошную, то должны были увидеть, например, конец подъёма или поворот с ограниченной видимостью, где обгон запрещён априори.

Вероятность успешного оспаривания штрафа или лишения прав за пересечение сплошной в отсутствие разметки 1.6 значительно снижается, если сплошная была нанесена вкупе со знаком, запрещающим обгон. Уж его то, по мнению судьи, вы должны были увидеть издалека.

Судебная практика по разметке 1.6

Давайте подкрепим вышеуказанное, приведя несколько примеров из судебной практики.

  • В Хабаровском крае мировой судья назначил водителю штраф 5 000 рублей за пересечение сплошной линии 1.1. Водитель ссылался на то, что разметка 1.6 нанесена не по ГОСТу и больше похожа на 1.18 (траектории движения по полосам на перекрёстке – очень короткие штрихи и такие же короткие разрывы между ними). К сожалению, доводы автолюбителя не помогли избежать штрафа ГИБДД.
    Другой мировой суд вынес наказание тоже со штрафом за то, что водитель начал обгон на 1.6 и завершил с пересечением 1.1.
  • Только помните, что любое решение любого судьи – это конкретные исследованные обстоятельства дела. В вашем случае всё может пойти совершенно по-другому. Поэтому не делайте преждевременных выводов и подавайте жалобу, если считаете, что есть малейшие основания сомневаться в вашей виновости. Жалоба бесплатна.