Нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально и как?
ПДД tingu 15.10.2024 г.
Даже такая мелочь, как установленный фаркоп (даже без прицепа), может вызвать ряд проблем при общении с представителями власти. О том, как правильно ставить прицепное устройство, чтобы избежать неприятных последствий, каким должен быть фаркоп и что делать, если Вы его уже установили, рассказываем в статье.
- 1. Можно ли сэкономить и не регистрировать установку фаркопа в ГАИ?
- 2. Можно ли установить фаркоп на мой автомобиль?
- 2.1. Фаркоп может быть предусмотрен конструкцией
- 2.2. Но даже если не предусмотрен, в ряде случаев оформлять его отдельно не нужно
- 3. Как оформить фаркоп на автомобиле?
- 4. В каких случаях фаркоп не зарегистрируют никогда?
Прежде чем приобретать прицеп, необходимо посчитать, насколько возрастут расходы? Помимо стоимости самого прицепа и установки фаркопа (прицепного устройства или тягово-сцепного устройства), необходимо учесть и увеличение расхода бензина при буксировке, и расходы на техническое обслуживание и еще ряд других. А в ряде случаев потребуется отдельная категория права управления. Возможно, придется потратиться на процедуру получения нового свидетельства о регистрации после монтажа такого компонента на ваш автомобиль. О том, нужно ли оформлять фаркоп в ГИБДД официально, какие для этого потребуются документы и можно ли не регистрировать его, мы и поговорим в этой статье.
Можно ли сэкономить и не регистрировать установку фаркопа в ГАИ?
Да, можно. Но ситуация: "Сегодня я поставил прицепное устройство, а завтра посмотрим, во что выльется его установка" – в 2022 году должна быть исключена как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения мотания нервов со стороны сотрудников ГИБДД. И потому важно понимать соответствующие положения технического регламента О безопасности колесных транспортных средств (далее «ТР»), чтобы быть готовыми к возможным рискам. В случае остановки на дороге инспектор ГИБДД может задать вопрос о законности установки фаркопа, и надо правильно на него ответить.
Можно ли установить фаркоп на мой автомобиль?
Главный вопрос здесь – является ли установка фаркопа внесением изменений в конструкцию?
В первую очередь, следует сказать, что к любому сложному механизму, в том числе к автомобилю, прилагается эксплуатационная документация, в которой нам интересны два основных документа:
- Руководство по эксплуатации.
- Каталог деталей и сборочных единиц.
Фаркоп может быть предусмотрен конструкцией
Если в данных документах тягово-сцепное устройство упоминается, то вам повезло.
Вполне нормальное явление, когда сам фаркоп нарисован в каталоге, и рядом на рисунке указан его парт-номер, а на машину с завода его не поставили – не предусмотрен его монтаж данной конкретной комплектацией. Тогда вам достаточно обратиться к официальному дилеру или поставщику запасных частей, и по парт-номеру вам пришлют фаркоп, который встанет как родной на заранее подготовленное для него место.
В данном случае фаркоп является компонентом транспортного средства, поставляемым на сборочное производство или в качестве запасной части. Его установка по техническому регламенту на безопасность автомобиля не влияет и внесением изменений в конструкцию не является (пункт 20 ТР).
Аналогичная ситуация, если в руководстве по эксплуатации подробно по шагам и со схемой расписано, как можно смонтировать тягово-сцепное устройство на ваш автомобиль.
Вас также заинтересует:
- Как поставить на учёт ГБО в ГИБДД? Инструкция по оформлению, правила и документы
- Новые правила внесения изменений в конструкцию автомобиля и ППРФ №413
- Как подать жалобу и восстановить регистрацию автомобиля, если её прекратили ГИБДД?
Но даже если не предусмотрен, в ряде случаев оформлять его отдельно не нужно
Все остальные работы по установке фаркопа являются внесением изменений в конструкцию.
Появление любого нового устройства внутри или снаружи автомобиля, вероятно, повлияет на его безопасность. А снижение безопасности недопустимо. Следовательно, необходимо документальное подтверждение, что новые элементы автомобиля на его безопасной эксплуатации не скажутся. Необходимый документ у вас заведомо может оказаться на руках. Ваша задача – понять его важность и сохранить, а еще лучше – снять копию и возить с собой для удовлетворения мыслительной деятельности инспекторов ГАИ.
И тогда, согласно пункту 77 ТР, регистрировать внесенные изменения в ГАИ не нужно.
Речь идет о прилагаемом к прицепному устройству сертификате, свидетельствующем об испытании фаркопа на предмет его безопасного использования с типом и моделью вашего автомобиля. Естественно, к сертификату прилагается схема и перечень работ, как правильно смонтировать фаркоп на автомобиль.
Проще всего обратиться к официальному дилеру производителя прицепов.
При консультации перед покупкой прицепа вам расскажут не только какой прицеп можно эксплуатировать с вашим автомобилем, но и имеется ли возможность установить фаркоп, который не нужно будет впоследствии регистрировать в МРЭО ГИБДД.
Даже если вы покупаете прицеп с рук, прицепное устройство с сертификатом лучше приобрести у официалов.
Кстати, если на древнюю Ниву установлено тягово-сцепное устройство, документы на которое давно утеряны, также можно обратиться к официальному дилеру для восстановления документов. Если есть предположение, кем изготовлено прицепное устройство, то можно обратиться и на завод-изготовитель.
Как оформить фаркоп на автомобиле?
Если никакой возможности раздобыть сертификат нет, то необходимо получить новое свидетельство о регистрации с отметкой о внесенных в конструкцию изменениях.
Для начала ищем в интернете организацию, в которой можно провести предварительную экспертизу.
- В список испытательных лабораторий заходим через портал Евразийского экономического союза. Внизу нажимаем «Портал общих информационных ресурсов и открытых данных»: Далее «Перейти»: «Открытые данные»:
«Техническое регулирование»:
На открывшейся странице справа в самом низу находим "… перечень испытательных лабораторий на соответствие требованиям технических регламентов государств-членов ЕАЭС" и кликаем по данному блоку:
Теперь нужно отфильтровать список организаций. В блоке фильтров выбираем колонку «Словесное описание области...» и в значении указываем «о безопасности колесных»; затем нажимаем плюсик и вводим второй фильтр: колонка «Фактический адрес», в значении – Ваш город. Пролистываем список, и находим ближайшую и самую удобную организацию.
После предварительной экспертизы ГАИ бесплатно выдает разрешение на установку фаркопа.
После физического монтажа тягово-сцепного устройства следует пройти обычный технический осмотр, по окончании которого вам выдадут диагностическую карту с отметкой, что на автомобиле появилось новое устройство.
Повторная экспертиза подтвердит безопасность автомобиля с фаркопом, и останется еще два раза съездить в ГАИ: за свидетельством о внесении изменений на прицепное устройство, а затем за новым свидетельством о регистрации с отметкой о внесенном изменении. Более подробно о процедуре Вы можете ознакомиться в нашей статье об официальном внесении изменений в конструкцию авто.
Согласитесь, что проще купить и поставить новый фаркоп с сертификатом. Ведь цена фаркопа – 3-6 тысяч рублей на отечественные автомобили и 5-10 тысяч рублей – на импортные.
- Как внести изменения в конструкцию автомобиля официально?
- Как записаться на регистрацию автомобиля в ГИБДД и оплатить пошлину через Госуслуги?
- Можно ли заменить кузов автомобиля в ГИБДД законно и как?
В каких случаях фаркоп не зарегистрируют никогда?
Если автомобиль изначально не предназначен для буксировки прицепа.
Узнать, можно ли ставить фаркоп на вашу машину просто. На автомобиле в укромном месте прикреплена табличка изготовителя. В первой строке на ней указан изготовитель, на второй строке – VIN-номер автомобиля, далее – разрешенная максимальная масса, и, наконец, масса транспортного средства вместе с прицепом, если таковой можно буксировать. Если четвертая строка на табличке пустая, то ваша машина для буксировки прицепа не предназначена. Порядок строк может отличаться в зависимости от марки и модели машины.
Крайне не советую вопрос законности установки фаркопа пускать на самотек!
Как и предупреждал вначале статьи, рано или поздно внимательный инспектор спросит о торчащем сзади фаркопе, о котором нет отметки в свидетельстве о регистрации. Если вы усвоили содержание статьи, то вы дадите инспектору один из 3 ответов:
- у фаркопа даже парт-номер имеется – поставка от производителя автомобиля,
- все сделано в соответствии с руководством по эксплуатации,
- вот копия сертификата на тягово-сцепное устройство.
Если ответить нечего, то инспектор вынесет постановление по части 1 статьи 12.5 КоАП с последующим штрафом 500 рублей за внесение изменений в конструкцию транспортного средства без разрешения ГАИ – пункт 7.14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Заодно инспектор в письменной форме предложит через 10 дней пригнать автомобиль в ГАИ без фаркопа, чтобы у ГИБДД была возможность убедиться – Правила вы больше не нарушаете. Если автомобиль на осмотр представлен не будет, то регистрацию аннулируют, а номера объявят в розыск со всеми вытекающими последствиями.