Вызывают на группу разбора в ГИБДД: как себя вести и можно ли не ездить?

ПДД   tingu   27.05.2022 г.

Повестки из ГИБДД с вызовом на группу разбора ставит в тупик. Между тем, у водителя нет обязанности непременно идти туда. Штраф за неявку на разбор ГИБДД отсутствует. Однако на практике от того, что вы не придёте на рассмотрение дела, есть риск остаться без прав, стать виновником ДТП или недополучить возмещение по ОСАГО.

Открыть содержание
  • 1. Обязан ли я идти на разбор ГИБДД?
  • 2. Что грозит за неявку в 2022 году?
  • 3. Стоит ли ходить на группу разбора?
    • 3.1. Если в отношении меня составили протокол?
    • 3.2. Если грозит лишение прав?
    • 3.3. Если случилось ДТП?
  • 4. Как себя вести, если пришёл на разбор ГИБДД?
Нет времени читать статью?
  1. «Группой разбора» по своей сути является рассмотрение дела инспекторами по исполнению административного законодательства (ИАЗ).
  2. Однако у водителя в 2022 году нет прямой обязанности являться на разбор ГИБДД по вызову повесткой или телефонограммой. Если останетесь дома, дело рассмотрят без вашего участия.
  3. За неявку полагается штраф – но только для свидетелей и понятых. Если в отношении вас составлен протокол или вы являетесь участником ДТП, и не пришли на разбор – никаких санкций не будет.
  4. В случае возможного лишения прав, лучше не игнорировать вызовы в ГИБДД. Личное участие позволит указать инспекторам на смягчающие факторы, чтобы избежать худшего сценария и отделаться штрафом.
  5. Если вы согласны с нарушением ПДД, то можно никуда не ходить – в этом случае в отношении вас составят постановление и вышлют его копию.
  6. При выяснении обстоятельств ДТП лучше присутствовать на разборе. Иначе есть риски, что вас сделают виновным или вменят обоюдную вину (50/50), и тогда можно недополучить страховое возмещение по ОСАГО.
  7. Прежде чем идти на группу разбора, нужно выработать тактику и ознакомиться с материалами дела. Также у вас есть право запрашивать проведение экспертизы и знакомиться с её результатами.

Если инспектор составил протокол и передал его в ГИБДД, то участники происшествия получат повестки о явке в группу разбора. То есть дело будет рассмотрено не на дороге, а в кабинете. Но в то же время закон не обязывает участников дорожного происшествия посещать группу разбора. Однако ситуации бывают разными. Скажем, если вам грозит «вилка» наказаний из штрафа и лишения прав, то ваше отсутствие в ГИБДД может привести к передаче дела в суд, где есть риск остаться без в/у. В другой ситуации от неявок в группу разбора можно выиграть время, и дело закроют в связи с истечением срока давности. А еще за неявку по вызову могут быть санкции в виде штрафа или привода. Давайте выяснять, стоит ли посещать разбор в ГАИ, есть ли наказания за неявку, в каких случаях лучше присутствовать и как себя правильно вести при рассмотрении дела.

Обязан ли я идти на разбор ГИБДД?

Прямой обязанности нет.

Вообще, никакой группы разбора ГИБДД не существует. Это скорее разговорный термин, который на практике используют и водители, и инспекторы ДПС. Но по факту группа разбора – это обычное рассмотрение административного дела с целью определить:

  • обстоятельства произошедшего,
  • причины его возникновения,
  • степень вины каждого из участников, чтобы назначить соразмерное наказание.

Этой работой занимаются инспекторы группы по исполнению административного законодательства (ИАЗ).

Идти на разбор в 2022 году у вас обязанности нет. Но в силу части 2 ст. 25.1 КоАП есть право лично присутствовать на рассмотрении дела, чтобы давать объяснения, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства в свою пользу:

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Но тут же приводятся исключения, на основе которых можно вполне законно не появляться на группе разбора, даже если вас вызвали туда официально.

Среди таких исключений:

  • надлежащее уведомление со стороны ГИБДД (заказным письмом, повесткой, телефонограммой),
  • поступившее от вас ходатайство о переносе дела на новую дату – опять же, если вы желаете быть на разборе, но не можете появиться там в назначенный инспекторами день,
  • отклонение поступившего от вас ходатайства.

Таким образом, у вас отсутствует прямая обязанность непременно являться на группу разбора ГИБДД, так что на практике 2022 года можно никуда не ездить. В этом случае разбирательства пройдут без вашего участия. Однако, это может сказаться на итоговом наказании, виновности в ДТП и страховом возмещении.

Что грозит за неявку в 2022 году?

Чаще всего на группу разбора приглашают обоих участников ДТП и лиц, в отношении которых возбуждено административное дело. Но на самом деле участников может быть гораздо больше. И санкции за их неявку по повестке ГИБДД различаются.

Давайте посмотрим, какими могут быть наказания в 2022 году:

Подробнее о каждом участнике административного дела и их посещении ГИБДД есть отдельная статья на нашем сайте.

Но в ряде случаев ваше отсутствие на разборе будет считаться недопустимым. Если после извещения вы проигнорируете посещение уполномоченного органа, вас доставят туда принудительно – это называется приводом. Происходит такое на основании части 3 ст. 25.1 КоАП РФ, когда вам грозят административный арест и/или обязательные работы.

Привод допускается в отношении:

  • ЛВОКа – если его присутствие обязательно,
  • свидетеля,
  • понятого.

Но в реальности привод организуется в очень редких случаях. Чаще всего это касается только обязательного присутствия на судебном заседании. Что касается группы разбора ГИБДД, то приводов фактически нет. Должностные лица ограничиваются тем, что высылают официальные повестки или телефонограмму, и если участники происшествия не являются к инспектору ИАЗ, то дело просто рассматривают без их участия.

Стоит ли ходить на группу разбора?

Теперь поговорим о том, в каких случаях лучше прийти на группу разбора ГИБДД, а в каких можно не тратить время на посещение разбирательства по вашему делу.

Если в отношении меня составили протокол?

Дальнейшие действия с вашей стороны зависят от того, чего именно вы хотите добиться:

  • если вы согласны с вменяемым вам нарушением и наказанием за его совершение – посещение группы разбора можно проигнорировать, и в таком случае там просто вынесут постановление со штрафом, который вам останется оплатить (со скидкой или без),
  • если вы не согласны и хотите оспорить – правильным решением будет приехать и отстаивать свою позицию в кабинете инспекторов ИАЗ.

Плюс в том, что виновник может перенести рассмотрение дела по месту своего проживания, даже если он нарушил ПДД в другом регионе. Для этого подаётся ходатайство тому инспектору, который выписывает протокол на дороге. Если ходатайство удовлетворят, то материалы дела перешлют в ГИБДД по месту вашего нахождения, и тогда не придётся ехать на разбор в другой город.

Ну и не стоит забывать о сроке давности привлечения к ответственности – он составляет 2 месяца при рассмотрении дела в Госавтоинспекции, и 3 месяца при рассмотрении судом (часть 1 ст. 4.5 КоАП). Теоретически, если игнорировать вызовы в группы разбора, то дело затянется и, вполне вероятно, срок привлечения к административной ответственности истечёт. Следовательно, наказания вы избежите. Вот пример судебного решения, где водителю удалось уйти от ответственности за езду с подложными госномерами.

Если грозит лишение прав?

Существуют так называемые «вилки» наказаний, где водителю может грозить штраф, арест или лишение прав. Но по закону здесь есть чёткое разграничение полномочий. Так, если вам грозит привлечение по «лишенческой» статье, то итоговое решение будет приниматься в суде. Сотрудники ГАИ не уполномочены лишать водительских прав.

Как это происходит (на примере вызда на встречку):

  1. Инспектор ДПС фиксирует, что вы пересекли сплошную линию и заехали на встречную полосу движения,
  2. Однако должностное лицо не может на месте забрать у вас в/у или выписать постановление со штрафом – в силу пресловутой «вилки» наказаний за данное правонарушение, то есть по части 4 ст. 12.15 КоАП вам могут назначить либо штраф 5 000 рублей, либо лишить прав на 4-6 месяцев.
  3. Поэтому инспектор составляет протокол и передаёт его в подразделение ГИБДД. Далее материалы попадают на стол к начальнику ГИБДД, который будет рассматривать дело на группе разбора.
  4. После этого вам, в качестве ЛВОКа, нужно явиться на рассмотрение дела, чтобы дать объяснения, заявить ходатайства, привести свидетелей и т.д.
  5. Если в ГИБДД посчитают, что ваши действия тянут на штраф, то сразу вынесут постановление. Если по мнению должностных лиц нарушение заслуживает лишения прав, то материалы дела передаются в мировой суд – и уже там судья будет окончательно решать вашу судьбу в рамках той же вилки наказаний: и может назначить либо штраф 5 000 рублей, либо лишение в/у на срок до 6 месяцев.

Исходя из этого, если вы не явитесь на группу разбора, то решение будет приниматься без вашего участия. И нет гарантий, что вы отделаетесь штрафом 5 000 рублей. На практике бывает всякое.

Но если вы приедете на разбор, то шансов избежать лишения прав гораздо больше. Хотя бы потому, что посещение ГИБДД и личное участие в рассмотрении дела является смягчающим обстоятельством в вашу пользу в силу ст. 4.2 КоАП РФ:

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

Другими смягчающими обстоятельствами, по той же статье, могут быть раскаяние водителя или его готовность сразу оплатить штраф. Возможно, вы совершили правонарушение в состоянии аффекта или сильного душевного переживания – это тоже смягчающий фактор.

Кроме того, вы вправе принести на разбор ГИБДД документы, которые подтверждают, что автомобиль является основным источником заработка или нужен для передвижения нуждающихся членов семьи (в том числе инвалидов). На практике это веский аргумент, чтобы вас не лишили прав, а ограничились наименьшим наказанием в виде штрафа.

Если случилось ДТП?

Группа разбора рассматривает ДТП, в которых невозможно установить на месте, кто из водителей нарушил ПДД, а кто является потерпевшим, либо при наличии спора о виновности в аварии. В таких делах лучше посетить группу разбора – независимо от того, какой у вас статус: виновный в нарушении ПДД или потерпевший.

Если вы не давали своих объяснений на месте ДТП, то приехать в ГИБДД также необходимо. В противном случае, дело будет рассматриваться без ваших объяснений, со слов второго участника происшествия. А он, почти во всех случаях, будет настаивать на собственной невиновности и обвинять вас. Поэтому не исключено, что вину в ДТП переложат на вас. Или могут вменить обоюдную вину, и тогда вы получите всего 50% страхового возмещения по ОСАГО, а вторые 50% получит другой участник ДТП. Соответственно, большую часть ремонта своей машины вам придётся оплачивать из своего кармана.

Идти на группу разбора ДТП или остаться дома? На этот счёт есть простое правило. Нужно ответить на вопрос: вы уверены в неопровержимых доказательствах в вашу пользу? Если нет, то лучше сходить на разбор и принять активное участие в рассмотрении дела. Если вы на 100% уверены, что вас не признают виновником, или уже смирились с виной, и не хотите тратить время на поездки в ГАИ – можно никуда не ходить.

Как себя вести, если пришёл на разбор ГИБДД?

Линия поведения на группе разбора зависит от того, чего вы хотите добиться? Иногда уместно не раскрывать всех карт, а смотреть на действия второго участника происшествия. Возможно, он сразу признает вину, и тогда вам будет проще.

Общие правила и советы водителям при вызове на разбор ГИБДД:

  1. Выработайте линию поведения и придерживайтесь её. Также нужно учитывать свои первоначальные показания в общении с инспектором ДПС или на месте происшествия, чтобы не противоречить самому себе при даче объяснений в кабинете инспектора по ИАЗ.
  2. Внимательно изучите административный материал – протокол, схему ДТП, рапорты, объяснения. Не исключено, что в деле есть ошибки или недочёты, которые прямо или косвенно указывают на вашу виновность. Заявите об этих ошибках сотрудникам ГИБДД.
  3. Если в деле есть сомнения, подавайте ходатайство должностному лицу о назначении административной экспертизы – к такой экспертизе могут прибегнуть на основании ст. 26.4 Кодекса, если без неё невозможно установить важные детали. Но на практике 2022 года инспекторы не особо любят возиться с этим, поэтому ваша задача настойчиво требовать о назначении экспертизы (к примеру, трасологической).
  4. Если что-то касается лично вас или ваших близких, то вы имеете полное право не давать никаких комментариев в силу ст. 51 Конституции РФ. И вам за это ничего не грозит!
  5. Присматривайтесь к поведению инспекторов ИАЗ. Они могут воспользоваться ситуацией и «запутывать» дело или склонять вас к признанию вины. В случае давления или явных попыток переступить черту закона, сообщите, что намерены подать жалобу вышестоящему начальству, в УСБ или прокуратуру. Обычно это действует и незаконные действия прекращаются.
  6. Заручитесь поддержкой автоюриста или адвоката. Это убережёт вас от ошибок во время разбора и поможет склонить чашу весов в свою пользу.

Даже если после разбора вам назначили наказание, а вы с ним не согласны, у вас есть 10 дней на подачу жалобы. Лучше оспаривать постановление сразу в суд, минуя вышестоящее начальство ГИБДД. О том, какие аргументы приводить в суде и как действовать, вы можете почитать в нашей отдельной статье.

Ссылка на материал