Чёрный список и отказ продать полис ОСАГО — что делать?
Страхование tingu 18.09.2024 г.
Страховая компания не может отказать продать полис ОСАГО никому при наличии всех документов для оформления договора страхования и отсутствия незаконных оснований. Но в последнее время в сети всё чаще появляется информация о неком "чёрном списке" страхователей — якобы если человек судился со страховой компанией и высудил много денег или по другим причинам. Что делать в таком случае и куда обращаться, мы расскажем в статье.
- 1. Что за чёрный список клиентов?
- 1.1.Рассчитать стоимость полиса ОСАГО
- 2. Отказ продать полис — что делать?
Деятельность страховых компаний по ОСАГО жёстко урегулирована законодательством — преимущественно Федеральным законом «Об ОСАГО», Гражданским кодексом и Правилами страхования ОСАГО. В частности, для них незаконно отказывать в продаже полиса без веских на то оснований. Но какие это основания. Может ли быть некий чёрный список страхователей быть основанием для отказа и существует ли он вообще или же это выдумка самих страховых компаний. Итак, чёрный список страховых и отказ продать полис ОСАГО — давайте рассмотрим, что делать в случаях отказа с такой мотивацией и можно ли обязать страховщика заключить договор!
Сначала нужно разобраться, что это за чёрный список такой и кого в него включают. А затем уже будем выяснять, насколько законно отказывать человеку по этой причине. Начнём с того, что законодательно никакого чёрного списка клиентов ОСАГО, конечно же, не существует. И не может существовать. Зато существует обязанность страховой компании продать полис любому обратившемуся при наличии у того всех документов и, несомненно, желания заключить договор страхования.
Мы уже рассмотрели незаконность отказа страховых продавать полис в соответствующей статье. Если вкратце, то договор страхования является публичным, а отказ предпринимателя или юрлица заключать публичный договор незаконен — такую норму устанавливает Гражданский кодекс.
Что за чёрный список клиентов?
Согласно информации из сети, некий чёрный список клиентов — это перечень водителей или собственников автомобилей, которые ранее уж очень не угодили страховой компании. Попасть в чёрный список можно якобы по разным причинам, и среди них:
- удовлетворённые (возможно, неоднократные) судебные иски к страховым компаниям от лица в чёрном списке за отказ в выплате,
- обман клиентом страховой компании (недостоверные данные при заключении договора страхования, как пример),
- возможные другие причины — так как чёрный список ничем и никем не регламентирован, то и внести в него можно хоть абсолютно честного и любого водителя.
Рассчитать стоимость полиса ОСАГО
Отказ продать полис — что делать?
Как мы выяснили, отказ страховой компании продать полис ОСАГО, мотивируя это тем, что клиент якобы находится в чёрном списке, незаконен. Но что делать в этом случае?
Всё, казалось бы, просто — обратиться в другую страховую. Чаще всего о чёрном списке известно лишь какой-то конкретной компании — чаще всего той, с которой ранее и были инциденты со страхователем. В другой компании отказа вполне может и не быть.
Но что, если отказывают по этой причине во всех страховых, что маловероятно? Или застраховаться по каким-то причинам нужно именно в отказывающей страховой? Вообще, мы в наших статьях на АвтоТонкостях всегда советуем занимать активную гражданскую позицию. Нужно отстаивать свои права, в том числе в выбранной страховой компании.
Первое, о чём следует позаботиться — о доказательной базе. Вам нужна видеозапись, на крайний случай аудиозапись. Лучше скрытая. И далее следующие действия:
- обратитесь в офис страховой (возможно, повторно, если Вам уже отказали и Вы решили отстоять свои права) и подойдите к тому же сотруднику;
- спросите о его/её должности (это нужно, чтобы сотрудник потом не оказался уволенным задним числом при раскрытии информации, что часто бывает как лазейка для организаций разного рода);
- потребуйте продать Вам полис ОСАГО;
- в случае отказа на Вашем записывающем устройстве должен быть чёткий фрагмент отказа по основанию чёрного списка;
- уточните также причину попадания в чёрный список, но, скорее всего, Вам её не назовут;
- потребуйте связать Вас с начальством или дирекцией страховой компании — это поможет обратить взыскание и подтвердит, что отказывающая сторона принадлежит данной страховой, не уволена задним числом.
Теперь с данной записью Вам нужно обратиться с жалобой в Центробанк России, это их компетенция — написать заявление, лучше обратившись напрямую в этот орган. Но можно подать жалобу и через интернет-сайт.
Для этого в группе «Страховые организации» выберите пункт «Отказ в заключении договора», затем на открывшейся странице нажмите внизу «Нет, перейти к подаче жалобы», выберите из списка страховую компанию, начав писать в поле её название, и далее сам текст жалобы. Видеозапись-доказательно лучше загрузить на любой видеосервис, настроив доступность только по ссылке (но ничего не запрещает настроить открытый публичный доступ), а ссылку на неё привести в тексте жалобы. Загружать видеозапись в форму не нужно.
За незаконный отказ страховой будет начислен внушительный штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей для должностного лица и ещё от 100 до 300 страховой компании как юридическому лицу (ст. 15.34 КоАП). При наличии состава правонарушения будут начислены оба штрафа. При этом, должностное лицо — это все сотрудники компании, которые Вам отказали, и каждый из них должен быть подвержен штрафу.
Если Вы обращались к страховому агенту или брокеру, то они уже будут подвергнуты штрафу только как должностные лица.
Вас также заинтересует:
- Слетел КБМ – причины и как восстановить?
- Отправляют на дефектовку по ОСАГО: что это такое и как сделать всё по закону?
- В каких случаях нужно и не обязательно писать досудебную претензию виновнику и по ОСАГО?