Какие изменения ОСАГО ждут водителей в 2021 году?

Страхование   tingu   29.03.2024 г.

Реформирование ОСАГО продолжается и в 2021 году. В частности, власти хотят отменить два устаревших коэффициента, увеличить страховые выплаты за ущерб здоровью в ДТП, продвинуть на рынок новый продукт ОСАГО+ и не учитывать износ деталей при выплате деньгами. Некоторые изменения ОСАГО уже вступили в законную силу. О том, что меняется, а что уже поменялось – читайте в нашей статье

Открыть содержание
  • 1. Возрастёт цена полиса ОСАГО – это правда?
  • 2. Каких реформ по ОСАГО стоит ждать водителям в 2021 году?
    • 2.1. Увеличение лимита по ОСАГО до 2 млн рублей
    • 2.2. Отказ от учета износа при страховой выплате
    • 2.3. Отмена регионального коэффициента
    • 2.4. Отмена коэффициента мощности двигателя авто
    • 2.5. Появление на рынке ОСАГО+
  • 3. Какие изменения вступили в силу в 2021 году?
    • 3.1. Отвязка техосмотра от полиса ОСАГО
    • 3.2. Отмена 3-дневного срока вступления в силу е-ОСАГО
    • 3.3. Дистанционное расторжение договора ОСАГО
  • 4. Штрафуют ли камеры за отсутствие ОСАГО в 2021 году?
Нет времени читать статью?
  1. В продолжение предыдущих реформ сферы ОСАГО в 2021 году обсуждаются новые поправки.
  2. Инициаторы предлагают отменить два коэффициента – территориальный и мощности двигателя автомобиля. Эти параметры устарели, поскольку страховщики применяют более гибкие методики расчёта цены полиса ОСАГО для каждого водителя.
  3. В планах увеличить лимит страхового возмещения ущерба жизни и здоровья потерпевшим в ДТП до 2 миллионов рублей (сейчас этот показатель 475 тысяч).
  4. Обсуждается отказ от учёта износа запчастей при выплате страховых сумм.
  5. Также есть задумка запустить на рынок автострахования новый продукт ОСАГО+ в качестве компромисса между автогражданкой и каско.
  6. Ряд изменений уже вступили в силу в 2021 году. Среди них отвязка техосмотра от покупки полисов, отмена 3-дневного срока на вступление в силу е-ОСАГО и дистанционная возможность изменить/расторгнуть договор со страховщиком.
  7. Штрафы с камер за отсутствие у водителей полисов ОСАГО в 2021 году отсутствуют.

За реформирование ОСАГО плотно взялись с 2019 года, а новации продолжились летом 2020 года. И вот в 2021 году Центробанк, Минюст и РСА планируют очередной этап реформ, которые должны изменить жизнь автолюбителей. Например, в планах отойти от таких коэффициентов – как территория и мощность двигателя автомобиля, а также отменить учёт износа деталей при выплате страхового возмещения. Еще продолжат индивидуализацию цен на полисы ОСАГО с учётом тарифного коридора и различных коэффициентов. Разумеется, не обойтись и без ложки дёгтя – реформы могут обернуться существенным подорожанием «автогражданки». Давайте посмотрим, что хотят изменить, а какие нововведения уже вступили в законную силу в 2021 году?

Возрастёт цена полиса ОСАГО – это правда?

Однозначно ответить на вопрос нельзя. Это связано с тем, что страховые компании используют персонализированный расчёт стоимости полисов ОСАГО для каждого водителя.

Начиная с 2019 года, регулятор в лице Банка России позволил страховым компаниям применять гибкие методики расчёта конечной стоимости «автогражданки». То есть в 2022 году страховщики используют определённую формулу: базовый тариф перемножается с коэффициентами – на выходе получается итоговая сумма, в которую вам обойдётся полис ОСАГО.

Тарифный коридор базовых ставок последний раз расширили в августе 2020 года, и по состоянию на 10 Марта 2022 года ЦБ его не менял. Например, для физических лиц и ИП этот коридор варьируется от 2 471 до 5 436 рублей. Опытным и аккуратным водителям с большой долей вероятности установят более низкий тариф. Начинающим автолюбителям и лихачам, напротив – более высокий. Никаких общепринятых стандартов не существует, всё сугубо индивидуально – также отметим, что расчёты ведёт компьютерная программа по заданным алгоритмам.

Коэффициенты также существенно влияют на конечную стоимость полиса ОСАГО. Их величины обновляются Центробанком. Например, коэффициент территории для водителей из Москвы составляет 1,9, а в Чите всего 0,73. Следовательно, при прочих равных показателях стоимость полиса ОСАГО для столичного водителя окажется дороже, чем для такого же автолюбителя с регистрацией в г. Чита.

Совершенно точно подорожание полиса ОСАГО ждёт злостных нарушителей ПДД. Страховые компании не жалуют таких водителей, ведь приходится нести большие расходы на возмещение ущерба потерпевшим в ДТП – а это всегда убытки для СК. Поэтому для любителей нарушать Правила дорожного движения предусмотрены более дорогие полисы ОСАГО. Правда, соответствующих коэффициентов в Указании ЦБ еще нет. Зато страховые могут повышать для лихачей страховой тариф. То есть установить его по максимуму – 5 436 рублей вместо минимального 2 471 рубля.

Каких реформ по ОСАГО стоит ждать водителям в 2021 году?

Реформирование сферы ОСАГО в 2021 году коснётся в первую очередь отмены ряда устаревших коэффициентов. В целом усилия направлены на окончательный переход к индивидуализации расчёта стоимости автогражданки. И ниже мы рассмотрим, что для этого хотят внедрить, а от чего отказаться.

Увеличение лимита по ОСАГО до 2 млн рублей

На сегодняшний день лимит страхового возмещения ущерба жизни и здоровья потерпевшим в ДТП составляет 475 тысяч рублей (ч. 7 ст. 12 ФЗ-40). Правительство намерено поднять эту планку до 2 млн рублей.

Увеличение лимита выплат обсуждался еще на предыдущем этапе реформ в 2020 году. Однако в итоге инициатива так ею и осталась. Теперь власти вновь вернулись к этому вопросу. Однако в случае принятия поправок не исключено, что стоимость ОСАГО будет увеличена.

Отказ от учета износа при страховой выплате

Еще один давно обсуждаемый вопрос, целью которого является полная отмена учёта амортизации запчастей при выплатах по ОСАГО.

  • Как сейчас? В 2021 году страховая рассчитывает выплаты по ОСАГО с учётом коэффициента износа деталей. Это происходит в том случае, если в ДТП попал не новый автомобиль – для таких машин допускается учитывать до 50% износа. В результате этого потерпевшие владельцы вынуждены доплачивать за ремонт своих ТС из собственного кармана.
  • Как планируют сделать? Вообще не учитывать износ запчастей, как это практикуется в случае направления автомобиля на ремонт в СТОА. Если износ уберут, то страховые суммы по ОСАГО будут покрывать 100% ущерба. Но при этом, безусловно, что-то автолюбителям придётся доплатить из личного бюджета. Ведь страховая считает компенсацию по Методикам ЦБ и справочникам РСА, где стоимость запчастей гораздо ниже рыночных.

Актуально ли в 2022 году отказываться от учёта износа деталей при выплатах по ОСАГО? Да, конечно! Однако нужно держать в уме разные ситуации. Например, если за страховым возмещением обратятся двое потерпевших, но у одного будет ржавая «копейка», а у второго хоть и б/у, но автомобиль в хорошем исправном состоянии – суммы будут без учёта износа деталей. При этом понятно, что «копейка» вот-вот развалится. Возможно, для дышащих на ладан машин стоит оставить страховые выплаты с учётом износа, так сказать, по справедливости.

Отмена регионального коэффициента

Практика показывает, что территориальный коэффициент изжил себя. Место жительство водителя почти не влияет на риск-факторы. Ведь можно иметь прописку в Челябинске, а жить и передвигаться на автомобиле в Москве или Санкт-Петербурге. Гораздо большее значение играют другие факторы: стиль вождения, модель автомобиля, семейное положение, водительский стаж и т.д.

Отмена коэффициента мощности двигателя авто

Влияние мощности двигателя машины и риск попадания в ДТП уже давно вызывает вопросы у экспертов и автоюристов. Ведь, по справедливости, на цену полиса ОСАГО должны влиять не характеристики автомобиля, а качества самого водителя.

К примеру, тот же обладатель мощного BMW может ездить гораздо аккуратнее, чем автовладелец ВАЗ 2110 – но страховка для обладателя немецкого автомобиля будет выше, чем у второго водителя.

Переход к индивидуальным тарифам делает ненужным такой базовый коэффициент, как мощность двигателя ТС. Однако, в то же время, с большой долей вероятности ЦБ расширит и тарифный коридор. И тогда стоимость страховки может вырасти на 500-1000 рублей.

Появление на рынке ОСАГО+

Еще одним нововведением в сфере автострахования может стать новый продукт в лице расширенного полиса ОСАГО+. Потребность в его появлении возникла на рынке уже давно. Это своего рода компромисс между дешёвым полисом ОСАГО и дорогим полисом каско.

Если автогражданку могут позволить себе большинство водителей, то 40 000 рублей на каско есть далеко не у всех. В 2021 году многие водители изъявляют желание не только застраховать автогражданскую ответственность, но и своего «железного коня». Планируется, что полис ОСАГО+ сделают более доступным. К примеру, в нём будут определённые опции, за которые можно будет доплатить по желанию страхователей.

Однако, появится ли такой универсальный продукт на рынке автострахования, пока остаётся непонятным.

Какие изменения вступили в силу в 2021 году?

Теперь расскажем о поправках Центробанка, которые уже обрели силу и действуют на территории РФ. Забегая вперед, скажем, что эти нововведения должны упростить жизнь автолюбителей.

Отвязка техосмотра от полиса ОСАГО

Раньше для приобретения страховки ОСАГО необходимо было предъявлять страховщику диагностическую карту об успешном прохождении техосмотра. Но с 22 августа 2021 года данное положение не действует. Теперь для покупки автогражданки не нужно показывать диагностическую карту или вбивать её номер при оформлении е-ОСАГО на сайте страховщика.

Соответствующее Указание Банка России № 5859-У опубликовано Минюстом 18 августа 2021 года. Для вступления в законную силу должно пройти 10 дней. То есть юридически отвязка техосмотра от полиса ОСАГО должна заработать лишь с 29 августа. Однако, ФЗ-40 Об ОСАГО имеет бóльший приоритет, нежели документы Центробанка. Поэтому по закону страховщики не должны требовать у водителей диагностические карты уже с 22 августа, а не с 29 числа этого же месяца.

Отмена 3-дневного срока вступления в силу е-ОСАГО

Еще одно изменение, опубликованное на официальном сайте Банка России, связано с отменой обязательных трёх дней на вступление в силу электронного полиса ОСАГО.

Вот сама выдержка из Указания ЦБ:

Что меняется? До 29 августа автолюбители могли купить е-ОСАГО на сайте выбранной страховой компании. Но электронная страховка вступала в силу не в день оформления договора, а только спустя 72 часа (3 дня). Такая трёхдневная временная франшиза была нужна для пресечения мошеннических схем, когда, попадая в ДТП, водители тут же оформляли онлайн страховку и получали страховое возмещение.

Теперь обязательный 3-дневный срок для вступления в силу новоприобретённого е-ОСАГО отменён. Однако это не означает, что временную франшизу вообще убрали. Страховые компании лишь получили право самостоятельно изменять срок начала действия электронного полиса ОСАГО, но в меньшую сторону. Например, для постоянных клиентов выбрать срок действия в день покупки е-ОСАГО на сайте. Или установить 1-2 дня на проверку информации о попадании в ДТП отдельно взятого клиента.

Дистанционное расторжение договора ОСАГО

Суть поправки в возможности автовладельцам досрочно расторгать договор ОСАГО без посещения офиса страховой компании. До 29 августа для этого требовалось личное посещение отделения СК.

Новый порядок информационного обмена в ОСАГО действует на основании Указания Банка России № 5858-У от 15 июля 2021 года. Изменения внесены в пункт 1.11 Правил страхования.

Вот выдержка из Указания:

Теперь неважно, какой полис ОСАГО оформлял водитель – бумажный или электронный. Если возникнет желание досрочно расторгнуть договор со страховой, можно не ехать к ним в офис, а воспользоваться сайтом страховщика. Для этого потребуется войти через Личный кабинет, заполнить электронное заявление и приложить сканы необходимых документов. После этого договор ОСАГО должен быть расторгнут, а водитель получит неиспользованную часть страховой премии (за вычетом 23% от части суммы).

Аналогичным образом, без поездки в офис страховщика, можно внести изменения в оба полиса. Так, если раньше, чтобы вписать нового водителя в бумажный полис ОСАГО приходилось наносить визит в страховую, то теперь нет необходимости куда-то ехать – всё доступно в дистанционном режиме, через интернет.

Штрафуют ли камеры за отсутствие ОСАГО в 2021 году?

Если вы где-то прочитали или услышали, что камеры штрафуют за отсутствие ОСАГО, не верьте слухам. По состоянию на 10 Марта 2022 года водителям не приходят «письма счастья» со штрафами за езду без обязательной страховки. Ни на 500, ни на 800 рублей.

И вообще неизвестно, когда в ЦАФАП и ГИБДД начнут автоматически фиксировать нарушителей без ОСАГО с рассылкой постановлений. Тем не менее, камеры уже научились выискивать в потоке те машины, чьи автовладельцы не купили автогражданку. Водителям даже приходят уведомления с предписанием приобрести полис ОСАГО. Но штрафы с камер за отсутствие страховки не введены и не действуют.

При этом если вас остановят сотрудники ДПС, а у вас при себе не окажется полиса ОСАГО – вам выпишут постановление по ст. 12.37 КоАП, где предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей. Впоследствии вы сможете оплатить эти штрафы со скидкой.