Подорожает ли страховка ОСАГО в 2022 году, на сколько и с какого числа?

Страхование   tingu   20.04.2024 г.

В Сети гуляют слухи о подорожании страховки в 2022 году. Это связывают с появлением двух новшеств - отмены учёта амортизации деталей при выплатах по ОСАГО и увеличение страховой суммы за вред жизни и здоровья. Также обновились страховые тарифы. Но на практике всё несколько иначе. Рассказываем, действительно ли ОСАГО станет дороже, когда это произойдёт и что изменилось?

Открыть содержание
  • 1. Полис ОСАГО станет дороже в 2022 году – это правда?
    • 1.1. Но увеличатся страховые выплаты!
  • 2. С какого числа ждать подорожания?
  • 3. Для каких водителей увеличится стоимость полиса ОСАГО?
  • 4. Что изменилось в страховании по ОСАГО в 2022 году?
    • 4.1. Расширился коридор базовой ставки
    • 4.2. Обновились коэффициенты
    • 4.3. Отмена коэффициентов мощности и региона
    • 4.4. Новая методика расчёта КБМ
Нет времени читать статью?
  1. Слухи о том, что в России подорожают полисы ОСАГО, имеют под собой реальную почву.
  2. Минфин, Банк России и РСА уже готовят два новшества: отмену учёта износа запчастей при страховых выплатах и увеличение лимита за вред жизни и здоровью потерпевших в ДТП до 2 000 000 рублей (вместо сегодняшних 500 тысяч рублей).
  3. Обе идеи повлияют на страховое возмещение, а, значит, стоит ждать удорожания автогражданки для российских водителей.
  4. Однако точная дата повышения стоимости ОСАГО неизвестна, поскольку ни первое, но второе новшество не вступили в силу. И даже не обсуждались на уровне Госдумы.
  5. Зато с 9 января 2022 года вступило в силу Указание ЦБ о страховых тарифах. Основные изменения затронули коридор базовых ставок и некоторые коэффициенты. Например, базовые тарифы теперь 2224 – 5980, а коэффициент для неограниченной страховки (мультидрайв) стал дороже на 20%. В среднем стоимость страховки ОСАГО увеличилась для автовладельцев на 20-40%.
  6. Изменились и методики расчёта безаварийной езды. Максимальный показатель КБМ увеличился до отметки 3,92, а минимальный, наоборот, снизился – до 0,46. Как и раньше, быть виновником ДТП становится невыгодно, поскольку от этого в будущем растёт стоимость полиса ОСАГО.
  7. Также в планах ведомств убрать изжившие себя коэффициенты мощности ТС и территории. Но из-за этого может подорожать страховка.

Реформирование сферы ОСАГО идёт полным ходом. По сети уже поползли слухи о существенном подорожании страховок. Одни источники утверждают, что полисы станут дороже на 10%, другие называют цифру 50%, а третьи и вовсе пугают подорожанием ОСАГО на 80%. Уже сейчас многие водители хотят приобрести страховку заранее, чтобы сэкономить на случай её резкого подорожания. Но на самом деле расчёты всегда индивидуальные. Совершенно точно полисы подорожают для молодых водителей без стажа и виновников ДТП. Насчёт остальных автолюбителей не всё так однозначно. Стоит ли переживать по поводу повышения цены автогражданки, на сколько она станет дороже и когда именно это произойдёт? Выясняем свежие подробности в статье.

Полис ОСАГО станет дороже в 2022 году – это правда?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. И не потому, что нет информации, а потому что на стоимость ОСАГО влияет множество индивидуальных факторов. Даже для двух водителей с одинаковым стажем и из одного города страховка может серьёзно различаться в плане цены.

Теперь посмотрим, откуда «растут ноги» у новости про подорожание страховых полисов. Изначально увеличение стоимости ОСАГО связывали с реформированием этой области. И это правда! 9 января 2022 года вступило в силу Указание Банка России № 6007-У «О страховых тарифах…». Этот документ изменил базовые тарифные коридоры и некоторые коэффициенты при расчёте стоимости ОСАГО. При этом, как и ранее, автогражданка точно вновь обойдётся дороже для молодых водителей и тех, кто часто попадает в ДТП в качестве виновника.

Но на самом деле масштабное увеличение стоимости страховки только планируется. Речь идёт о двух анонсированных РСА поправках:

  • увеличение предельной страховой суммы за вред жизни и здоровью до 2 000 000 рублей (в настоящее время максимум 500 000 рублей),
  • отказ от учёта износа запчастей при расчёте страховой выплаты по ОСАГО.

Соответствующие поправки обсуждались еще в прошлом году, а в 2022 году их планируют внедрить. Однако, когда точно это произойдёт – пока неизвестно. Если обе прогрессивные новации введут одновременно, произойдёт резкий скачок цен на полисы ОСАГО, и будет масса недовольных водителей. Минфин, Банк России и РСА учитывают это, поэтому по их задумке первую новацию введут раньше, а вторую позже. Таким образом, стоимость полиса ОСАГО увеличится, но произойдёт это не сразу, а постепенно.

Но увеличатся страховые выплаты!

И это правда! Но это станет возможным только после официального утверждения отмены учёта износа (амортизации) деталей при выплатах по ОСАГО.

Сейчас страховое возмещение деньгами выплачивается с учётом износа деталей автомобиля. Предельная сумма такого «вычета» достигает 50%. Вместе с тем страховщики считают стоимость запчастей не по рыночным ценам, а по справочникам РСА – в итоге потерпевшие в ДТП получают гораздо меньше тех сумм, которые требуются для восстановления автомобиля в исходное состояние. Если денег не хватает, приходится либо доплачивать из своего кармана, либо требовать разницу с виновника аварии.

Полная отмена учёта амортизации запчастей при возмещении по ОСАГО увеличит сумму к выплате потерпевшим. Страховое возмещение будет единым как при выплатах, так и при ремонте. Но одновременно с этим увеличится и стоимость автогражданки.

С какого числа ждать подорожания?

Точная дата неизвестна, поскольку оба новшества еще только обсуждаются и не вступили в законную силу. Законопроект об ОСАГО планируют вынести на обсуждение Госдумы, и только когда его примут депутаты, можно говорить о подорожании страхового полиса.

Для каких водителей увеличится стоимость полиса ОСАГО?

Для молодых и виновных в ДТП.

Начинающие автолюбители и злостные нарушители ПДД автоматически попадают в группу-риска страховых компаний. По статистике, именно эти водители чаще попадают в аварии. Страховые компании выплачивают за них возмещение потерпевшим, а значит несут убытки. Следовательно, для молодых и попадающих в ДТП водителей предусмотрены самые высокие тарифные ставки и повышенные коэффициенты – что приводит к удорожанию стоимости их полисов ОСАГО.

Что изменилось в страховании по ОСАГО в 2022 году?

Январское Указание ЦБ содержит несколько важных изменений в страховых тарифах, которые влияют на конечную стоимость полиса. Ознакомиться с обновленными страховыми тарифами Банка России вы можете самостоятельно по этой ссылке.

Мы же расскажем вкратце самую суть, что поменялось и на сколько выросли/уменьшились значения.

Расширился коридор базовой ставки

Первое изменение 2022 года связано с расширением коридора базовых ставок. Страховые берут то или иное значение в зависимости от нескольких факторов, в числе которых параметры автомобиля и водителя. Но узнать о принципе выбора базового тарифа при калькуляции стоимости ОСАГО нельзя – это закрытая информация, и страховые не разглашают методологию расчётов.

Нововведением стало расширение тарифного коридора как вверх, так и вниз:

  • 10% – для легковых автомобилей граждан (физлиц),
  • 4,9% – для автобусов, трамваев, маршруток и другого общественного транспорта,
  • 30% – для иных категорий ТС (включая такси).

Последний раз тарифный коридор менялся в августе 2020 года. После этого значения 2471 – 5436 рублей (для легковых автомобилей) не менялось. Но с 9 января 2022 года эти показатели сдвинулись как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения — сейчас базовые ставки по тарифам для легковых машин составляют 2224 – 5980. Однако на практике страховые берут минимальное значение в очень и очень редких случаях. Чаще всего для обычных водителей это средний показатель из коридора, а для молодых и лихачей – наивысший.

Обновились коэффициенты

Наравне с базовыми тарифными ставками действуют различные коэффициенты, которые сильно влияют на конечную стоимость полиса ОСАГО. Обновления затронули и ряд этих коэффициентов.

Что изменилось:

  1. Увеличение коэффициента для неограниченной страховки – раньше этот показатель составлял 1,94, а с января 2022 года увеличился до значения 2,32, то есть страховка «мультидрайв» стала на 20% дороже.
  2. Изменились коэффициенты возраста и стажа (КВС) – для водителей в возрасте от 59 лет и со стажем вождения свыше 14 лет страховка обойдётся чуть дешевле (0,83 вместо 0,9), а вот для начинающих водителей в возрасте до 21 года коэффициент увеличился с 1,93 до 2,27 – или, в процентном соотношении, на 18%.
  3. Выровнялся территориальный коэффициент. Особенно сильно это заметно для водителей крупных городов. Например, Казани, Уфы, Ростова, Краснодара. Небольшое уменьшение коэффициента проживания затронуло Москву (было 1,9, стало 1,8) и Санкт-Петербург (было 1,72, стало 1,64).

Коэффициенты мощности автомобиля и сезонного использования ТС остались на прежнем уровне. Изменений не претерпел и показатель срока действия «автогражданки».

Отмена коэффициентов мощности и региона

Официально их ещё не убрали.

Но Минфин, Банк России и РСА обсуждают отмену коэффициентов мощности и территории ещё с прошлого года. Окончательное решение должно быть принято уже в 2022 году, но когда точно это произойдет – неизвестно.

Предлагается полностью исключить из страховых тарифов два коэффициента:

  • мощности транспортного средства – устаревший фактор, который почти не влияет на риск попадания в ДТП,
  • привязки к региону – сейчас на стоимость ОСАГО влияет место регистрации автовладельца, хотя на практике многие страхуются в одном регионе, а ездят на автомобиле в другом.

При этом отказ от изживших себя коэффициентов приведёт к логичному увеличению стоимости страхового полиса. Вероятно, это произойдёт уже в будущем за счёт расширения тарифного коридора базовых ставок.

Новая методика расчёта КБМ

Изменению подверглась и методика расчёта коэффициента бонус-малус.

Начиная с 1 апреля 2022 года возвращаются так называемые «классы КБМ», которые отсутствовали в тарифах три года. Теперь коэффициенты безаварийной езды будут считать в соответствии с этими классами. Если за год водитель не устроил ни одно ДТП, то он перемещается в таблице на одну строку вниз, а коэффициенты для него уменьшаются. Виновники аварий, наоборот, идут вверх в таблице – для них страховка ОСАГО с каждым годом становится дороже.

Одно из новшеств – увеличение базового КБМ со значения 1 до 1,17. Этот показатель присвоят водителю, который впервые обратится в страховую. Кроме того, максимальный КБМ увеличится с 2,45 до 3,92, а минимальный уменьшится с 0,5 до 0,46.

Таким образом, в 2022 году попадать в ДТП по своей вине крайне невыгодно. Для виновников аварий и раньше полисы были не из дешёвых, а после изменения тарифов станут еще дороже. Водители с безаварийной ездой смогут сэкономить на 56%. Но на практике скидка почти не ощущается. Многие автолюбители с десятком лет безаварийной ездой покупают ОСАГО за ту же сумму, что и в предыдущие годы.