Отправляют на дефектовку по ОСАГО: что это такое и как сделать всё по закону?
Страхование tingu 10.12.2024 г.
Приглашение в автосервис на дефектовку ущерба по ОСАГО ставит многих в тупик. В 99% случаев машину сразу не примут в ремонт. Вместо этого придётся ждать осмотра, калькуляции, согласований между автосервисом и страховой. Однако есть рабочий способ избежать всего этого! Рассказываем, в чём он заключается и как правильно действовать.
- 1. Что такое дефектовка по ОСАГО?
- 1.1. Но дефектовка никак не регулируется законом!
- 2. То есть страховая затягивает сроки ремонта моей машины после ДТП?
- 3. Что делать, если вместо ремонта приглашают на дефектовку?
- 3.1. Если автосервис предлагает доплатить?
- 3.2. Если просят дать согласие на установку б/у запчастей?
- 3.3. Если просят продлить сроки ремонта?
- 4. Почему не стоит подписывать договор цессии?
- Дефектовкой считается выявление скрытых повреждений автомобиля после ДТП с последующей калькуляцией расходов на ремонт. Проводят такой осмотр мастера на станции технического обслуживания.
- Оплата производится из средств страховщика, а не потерпевшего.
- Ни порядок, ни сроки дефектовки никак не урегулированы ФЗ «Об ОСАГО». Тем не менее, осмотр с разбором не должны влиять на общие сроки починки машины.
- Закон отводит на выдачу направления на ремонт 20 дней. За это время обязанность страховой согласовать с вами и с сервисом сумму, порядок и технологии восстановительных работ. Но на практике 2022 года страховые сразу выдают направление на ремонт, после чего СТО приглашает потерпевших на дефектовку, на что может уйти не один месяц.
- На ремонт отводится 30 дней с момента сдачи машины в автосервис. Но там у вас могут сразу не принять авто, сославшись на необходимость провести дефектовку.
- Если вы попросите в сервисном центре заказ-наряд или другой документ о сдаче ТС в ремонт – на 99% вам откажут. Единственная возможность доказать попытку сдачи автомобиля в сервис для начала течения сроков – вести видеосъемку происходящего от начала и до конца.
- При наличии такой видеозаписи можно отсчитывать 30 дней, и, если за это время машину так и не починят – забирать её из автосервиса и требовать от страховой выплаты неустойки за просроченный ремонт.
- Не стоит подписывать акты, допсоглашения и прочие документы с не выгодными пунктами. Например, об увеличении сроков ремонта, использовании б/у запчастей, доплатах за детали и прочие.
- Ещё вам могут подсунуть договор цессии – уступки права требования возмещения от страховой. Не ставьте свою подпись под таким документом, иначе велик риск некачественного ремонта с б/у запчастями.
В подавляющем большинстве случаев страховые выдают направление на ремонт машины по ОСАГО. Однако для потерпевших здесь немало ловушек. Одна из таких – приглашение на дефектовку в автосервис для выявления скрытых повреждений. Казалось бы, что тут такого? Но на практике у вас могут сразу не принять машину в ремонт. Или подсунут на подпись трёхсторонний договор, в котором будут невыгодные для вас пункты. Такие пункты могут быть и в направлении на ремонт. И если подписать такое соглашение, то ремонт автомобиля затянется на несколько месяцев, а вместо новых запчастей вам могут поставить б/у, восстановленные или неоригинальные детали. Поэтому нужно читать то, что вам дают на подпись и не позволять себя обманывать. В статье расскажем, в чём особенность дефектовки, стоит ли на неё соглашаться, как пытаются развести страховые и как действовать в подобных ситуациях.
Что такое дефектовка по ОСАГО?
Дефектовка позволяет выявить те скрытые повреждения автомобиля, которые были нанесены в результате ДТП. Обнаружить такие повреждения на глаз нереально – нужно разбирать машину.
Вообще выделяют три процедуры:
- Визуальный осмотр вашей машины представителем страховщика (комиссаром).
- Тщательный осмотр автомобиля (с разбором).
- Непосредственно ремонт в автосервисе.
Так вот, дефектовка – это и есть тщательный осмотр транспортного средства с разбором его составляющих. Её могут называть по-разному – деталинг, калькуляция, согласование. Факт в том, что дефектовка проводится на станции техобслуживания, куда вас отправит страховщик, выдав направление на ремонт. Новые автомобили возрастом до 2 лет осматривают на станции официального дилера. Если ваша машина не на ходу, то её должны отвезти на СТО с помощью эвакуатора, причём расходы на перемещение оплачивает страховая.
По итогам дефектовки составляется акт или ведомость, куда вносятся все выявленные повреждения ТС, а также проводится калькуляция – то есть мастера считают, во сколько обойдётся восстановительный ремонт, сравнивая с теми суммами, которые перечислила страховая по итогам первичного осмотра (почти всегда в сторону увеличения). Далее представители СТО направляют расчёты в адрес страховщика для согласования. На основе калькуляции страховая компания принимает решение: либо увеличить лимит возмещения до нужной суммы, либо установить иную сумму, либо вместо ремонта выплатить деньгами.
Но дефектовка никак не регулируется законом!
Никак, абсолютно!
ФЗ «Об ОСАГО» регулирует только вопросы направления на ремонт. Ни о какой дефектовке, как об отдельной процедуре, в законе речи не идёт. По умолчанию считается, что страховые компании должны отправлять на дефектовку в отведённый для этого срок. А этот период составляет 20 дней с того момента, как потерпевший подал заявление и документы на возмещение по ОСАГО. Однако на практике страховые повсеместно не соблюдают это правило...
То есть страховая затягивает сроки ремонта моей машины после ДТП?
Да, это одна из уловок страховых компаний 2022 года. Ведь за несвоевременное проведение ремонта СК грозит неустойка. Чтобы избежать санкций, страховые (точнее сервисные центры) всячески оттягивают момент приёма автомобиля.
По закону на восстановительный ремонт отводится ровно 30 дней (пункт 15.2 ст. 12 ФЗ-40 «Об ОСАГО»). Отсчёт начинается со дня, следующего за днём, когда вы сдали автомобиль на СТО, а в случае, если машина не на ходу – передали представителю страховщика для транспортировки ТС на эвакуаторе до СТО. И не просто сдали, а получили заказ-наряд с датой начала ремонта. Никакие ожидания дефектовки и запчастей не могут прерывать течение 30-дневного срока. Исключением будет разве что ваше согласие на изменение временного отрезка. Но такое согласие вы давать не обязаны!
Что делать, если вместо ремонта приглашают на дефектовку?
Зафиксировать факт сдачи авто в ремонт.
Вначале поясним, зачем это нужно. Предположим, вы получили от страховщика направление на ремонт, и приехали на станцию технического осмотра для выявления скрытых повреждений автомобиля. На СТО вам, как положено, проводят дефектовку и… вы едете домой с уверенностью, что сдали машину в ремонт. При этом в сервисе вам не дают никаких документов (разве что акт хранения транспортного средства, которое не на ходу).
Можно ли считать, что со дня проведения дефектовки начался 30-дневный срок на восстановительный ремонт? Увы, но нет. Дефектовка – это не ремонт, а диагностика и калькуляция будущих работ. Поэтому никакие сроки после её проведения отсчитываться не будут. И если вы вдруг обратитесь за неустойкой к страховой, вам попросту откажут – поскольку вы не сдавали автомобиль на ремонт в автосервис.
Что делать в такой ситуации? Пытаться сдать машину на СТО и зафиксировать факт отказа в приёме на восстановительный ремонт:
- Для начала нужно приехать на станцию технического обслуживания. Если страховщик выдал вам направление, то сделать это нужно в разумный срок – как правило, он указывается в направлении (7-20 дней), а если нет, то ориентируйтесь на 7 дней, которые указаны в Гражданском кодексе в качестве разумного срока.
- Желательно приезжать со свидетелем и обязательно вести видеосъемку происходящего. Начинайте фиксировать события от самого приезда в автосервис. Сообщите на камеру дату и время, куда вы приехали, от какой страховой, по какому её направлению и с какой целью. Далее нужно зафиксировать сам сервисный центр – адрес, вывеску, помещение, объекты поблизости.
- Продемонстрируйте на видео, на какой машине вы приехали, с кем из сотрудников СТО общаетесь по поводу сдачи авто в ремонт, что они говорят и так далее. Если вам заявляют, что вначале нужно провести дефектовку и согласовать со страховой – настаивайте на том, чтобы выдали акт приёма-передачи, заказ-наряд или иной документ, где указано, что сервис принял у вас машину на восстановление. Главное, чтобы в документе фигурировал срок начала исчисления ремонта.
- На 99% никакой заказ-наряд в сервисе вам не выдадут. В таком случае на видео должен быть отказ сотрудника СТО принимать ваше ТС в ремонт. Этот отказ будет отправной точкой для отсчитывания 30 дней, с последующей подачей претензии страховщику на выплату неустойки за нарушение сроков восстановительного ремонта машины.
- Ну и, разумеется, не стоит подписывать никакие акты, допсоглашения, сметы и дефектовки, которые вам могут предложить в автомастерской. Согласования условий ремонта касаются исключительно СТО и страховой, но не вас. От вас же требуется сдать ТС в ремонт, а дальше по ситуации – либо зафиксировать это на видео, либо получить от сервиса документ о приёме машины на восстановление.
Ориентируйтесь только на два срока: 20 дней – на выдачу направления на ремонт, и 30 дней – само восстановление автомобиля до состояния, каким он был до аварии. Все остальные операции и согласования должны входить в эти два периода.
Если автосервис предлагает доплатить?
Зачастую представители автосервиса говорят, что ремонт встанет дороже, чем насчитал страховщик, поэтому доплатить придётся потерпевшему. Отчасти это правда. Любая страховая отталкивается в подсчётах от справочников РСА, где указаны цены на запчасти для разных марок и моделей машин. Но эти цены оторваны от рыночных. Поэтому итоговая сумма может оказаться в 2-3 раза ниже реальной.
Стоит ли доплачивать? Новые запчасти действительно стоят дороже восстановленных и б/у деталей. Особенно, если вам предстоит починка у официального дилера. И в этом смысле лучше доплатить, чтобы получить качественный ремонт. Затем можно будет взыскать разницу с виновника ДТП – в досудебном или судебном порядке. Да, это не самый быстрый процесс, но суды в 2022 году обычно встают на сторону потерпевших, поэтому шанс «отбить» ремонт достаточно высокий.
Но если вы не хотите доплачивать, то можете этого не делать. В таком случае придётся сдавать авто на станцию под видеозапись, где вам откажут ввиду нехватки денег на ремонт – но это и не важно, поскольку с даты «сдачи» автомобиля в сервис-центр начнётся 30-дневный срок на проведение ремонта. И далее, в случае если ТС не будет приведено в прежний вид, можно требовать со страховщика неустойку.
Если вам предлагают оплатить дефектовку – смело отказывайтесь. Осмотр, диагностика и калькуляция в автосервисе производятся за счёт страховой. От вас никакой оплаты требовать не должны. Но возможен вариант, когда в направлении на ремонт указано, что страховая возместит расходы на дефектовку – тогда оплачивать можно. Но обязательно взять все чеки и квитанции на СТОа.
Если просят дать согласие на установку б/у запчастей?
Необязательно соглашаться.
Помимо б/у запчастей, сервис может предложить вам подписать согласие на установку восстановленных, неоригинальных или вообще контрафактных запчастей. Да, они дешевле, но согласны ли вы, чтобы эти детали стояли на вашей машине? Если нет, то ничего не подписывайте и настаивайте на ремонте новыми запчастями, как того требует ФЗ «Об ОСАГО».
Нередко пункт о согласии на использование б/у деталей указывается в направлении на ремонт. Чтобы не попасть впросак, читайте каждую строчку такого документа. Особенно те, которые написаны мелким шрифтом. И если вы вдруг обнаружите пункт о согласии на установку любых других запчастей, кроме оригинальных – ни в коем случае не соглашайтесь!
Что делать? О своём нежелании следовать условию нужно указать прямо в направлении на ремонт. Так и пишите: «Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю», а рядом ставьте подпись.
Если просят продлить сроки ремонта?
В СТО вам могут дать на подпись трёхсторонний договор (между страховой, сервисом и вами), где будет пункт о согласии на увеличение срока ремонта или о том, что восстановление начнётся после того, как сервис получит заказанные им запчасти. Так вот, если вы подпишетесь на это условие, то можете забыть о скором восстановлении своего автомобиля. Его могут чинить не отведённые законом 30 дней, а сколько угодно – вплоть до полугода. А на ваши претензии, почему так долго, ткнут в подписанный вами договор, где вы самолично согласились на продление сроков.
Такой же пункт об увеличении сроков может быть и в направлении на ремонт.
Как быть?
- Если предлагают подписать в автосервисе – просто отказывайтесь. Закон вообще не предусматривает, чтобы вы участвовали в согласованиях между автосервисом и страховой.
- Если пункт об увеличении сроков по усмотрению СТО есть в направлении на ремонт, то письменно заявите о несогласии прямо в документе. К примеру, фразой: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Он не должен превышать 30 дней».
Примут ли у вас после такого машину в автосервисе? Конечно же, нет! Именно поэтому придётся снова прибегнуть к процедуре видеосъемки, чтобы зафиксировать попытку сдачи автомобиля в ремонтную мастерскую. Пусть даже если вам откажут на каком-нибудь основании.
Почему не стоит подписывать договор цессии?
Потому что это уступка требования, не выгодная для вас.
Договор цессии может называться по-разному. Но в нём всегда фигурируют слова «цессия» и «переуступка требования». Они являются ориентиром, что вам не стоит подписывать такое соглашение.
Но почему, в чём подвох? Уступка требования – это ни что иное, как передача права требования страхового возмещения по ОСАГО представителям станции технического обслуживания. Если вы подпишете договор цессии, то уже не сможете обращаться в страховую по вопросам некачественного ремонта. Услугу вам окажут в том же СТО, но при этом могут установить б/у детали, выполнить некачественную работу и т.д. Кроме того, в дальнейшем автосервис сможет требовать выплат и от страховой, и даже от виновника ДТП, а вы нет.